Михелев Леонид

Дяния, глава десятая

Видение Корнилия в Кесарии; Видение Петра в Иоппии; Посланные Корнилием прибыли в Иоппию; Пётр идёт с ними в Кесарию; Проповедь Петра о Христе в доме Корнилия; Излияние Духа Святого на этих язычников.

В Кесарии был сотник Италийского полка
при прокураторе подвластной Палестины.1
Корнилием он звался, и его рука –
защита сирым, слабым и безвинным.
Корнилий был весьма благочестив.
С молитвами в почтенье к Богу жил.
И он виденье видел наяву.
В нём Божий Ангел говорил ему:
«Бог знает все хорошие дела,
твоя молитва до Него дошла.
Итак, пошли в Иоппию на море
своих людей, чтоб возвратились вскоре.

Пусть призовут Симона. Все зовут его Петром.
Гостит он у кожевника Симона.
Найти его легко. При море этот дом.
В словах его спасения законы.
Услышав те слова, приняв душой,
спасёшься ты и весь твой дом большой».
Лишь Ангел скрылся с глаз, Корнилий встал,
двух слуг своих и воина призвал.
И всё им рассказав, послал в поход
дорогой, что в Иоппию ведёт.
За день пути и к вечеру другого,
пришли к воротам дома небольшого.

К шести часам на крышу помолиться Пётр взошёл.
И вдруг почувствовал нежданный, сильный голод.
Пал на колени и в глубокий транс вошёл.
И сердце застучало, словно молот.
Дыру он видит в небе над собой.
А из неё, над самой головой
нисходит, как бадья из полотна.
По четырём углам привязана она.
На крышу опустилась. Он открыл.
И взор особый душу озарил.
Он видит всей земли четвероногих,
зверей и гадов, птиц небесных многих.
Был с неба глас к нему: «Встань, Пётр, и заколи и ешь»!
Но Пётр сказал: «Нет, Господи, сего не ем я!
Нечистого в рот не возьму, меня хоть режь!
И скверного не пробовал совсем я»!
И снова глас небесный прозвучал:
«Что Бог очистил, чистым посчитал,
того нечистым ты не почитай.
Веление Господне признавай»!
Так было трижды, а затем бадья
исчезла в синем небе, как ладья.
А Пётр, придя в себя в вечернем свете,
не мог понять, что значило всё это.2

Мужи Корнилия в то время стали у ворот.
Они, окликнувши хозяина, спросили:
«Скажи, не у тебя ли Симон Пётр живёт»?
К Петру тем часом возвращались силы.
И Дух ему сказал: « К тебе пришли
три человека. Ждут они в пыли.
Сойди к ним. С ними ты пойдёшь потом,
покинув сей гостеприимный дом.
Не сомневаясь, с ними ты иди.
Послал их Я. Два дня они в пути.
К ним Пётр сошёл: «Я тот, кого искали.
За чем пришли вы и чего б желали»?
Они сказали: «Нас послал к тебе, чтоб пригласить
муж одобряемый народом Иудейским, 3
муж добродетельный. Кто с Богом в сердце жить
велит всем подчиненным и семейству.
От Ангела святого получил
он повеленье. Ангел поручил
ему тебя в свой мирный дом призвать,
речей твоих послушать благодать».
И Пётр их в дом Симонов пригласил
и угостил, и спать их уложил.
А утром все отправились в дорогу –
в Кесарию пошли во славу Бога.

Отправились в Кесарию с Петром в неблизкий путь
шесть молодых мужей из братьев Иоппийских.
Пришли. Корнилий предложил им отдохнуть.
К себе он пригласил друзей и близких.
Петра встречая, пал к его ногам.
Но Пётр его поднял, сказав: «Я сам
земной, покорный Богу человек,
по воле Божьей свой живу я век».
И с ним, войдя к собравшимся, сказал:
«Я Иудей. Хочу, чтоб каждый знал:
с иноплеменниками нам сближаться
возбранено, нельзя и сообщаться.
Но Бог открыл мне, чтобы я вовек не почитал
иноплеменника нечистым, осквернённым.
И я сюда пришёл, как только ты позвал,
отринув узы древнего закона.4
Теперь открой: зачем меня ты звал»?
И всё Петру Корнилий рассказал:
«Я здесь четыре дня тому назад
молился, а затем, подняв глаза,
поодаль вижу мужа одного.
Как снег белы одежды у него.
Он говорит: «Корнилий, Бог услышал
твою молитву, что признаньем дышит.

И перед Богом вспомянулись все дела твои
и милостыни, что всегда давал ты бедным.
Итак, пошли в Иоппию людей своих.
Пусть призовут того, кто словом светлым
душе твоей спасенье принесёт.
Проси, пусть Пётр в Кесарию придёт».
Я за тобой послал, и ты пришёл.
Ты мудро поступил и хорошо.
И вот мы все пред Богом предстоим.
Мы знаем – ты сюда направлен Им.
И ты принёс к нам ныне Божье слово.
Что Бог велел, мы выслушать готовы».

В ответ на это Пётр задумчиво сказал ему:
«Бог нелицеприятен. Знаю это точно.
Но, кто боится Бога, предан одному,
приятен тот Ему, привязан прочно.
Неважно, из каких народов он,
когда душою к Богу устремлён.
Сынам Израилевым Бог послал
благую весть. Он слово дал
чрез Иисуса Сына своего,
Христом послал в Израиль Он Его!
Сей Иисус Христос Господь всем людям.
Владыкой мира был Он, есть и будет!

Вы знаете, что было в Иудее много лет,
от Галилеи начиная, от крещенья,
за Иоанном к нам пришедшего вослед
для новой веры, мира и спасенья.
Что Иисус из Назарета был
помазан Богом и средь нас ходил,
Святым исполнен Духом, что лечил,
спасал недужных и благотворил.
Всё потому, что Бог всегда был с ним –
Мессией и посланником своим.
И мы свидетели всего, что сделал
в столице Он и в государстве целом!

И мы свидетели того, как схвачен и убит –
на дереве повешен, как воскрес он снова.
На третий день дал Бог, вернув привычный вид,
Ему явиться нам с приветным словом –
свидетелям от Бога, для Него,
предъизбранным в земном пути Его,
которые сидели, ели с Ним
явившимся из мёртвых в мир живым.
Он повелел нам, правды не тая,
поведать всем, что Он есть Судия
живых и мёртвых. Вновь придёт Он к людям.
По воле Божьей Он судить их будет.

В седых веках пророки нам свидетельства дают:
кто верует в Него, прощение получит
грехов своих, содеянных во сне и наяву,
что душу бередят и сердце мучат.
Кто в нём увидит Бога своего,
прощённым будет именем Его…».
Ещё Апостол верный не затих,
как Дух Святой сошёл с небес на них. 5
На всех, кто слову мудрому Петра
от всей души внимал и ждал с утра.
И верующие из Иудеев
при сём от изумления немеют:

«На необрезанных людей излился Дух Святой!?
Священный дар сейчас язычникам дарован»!? 6
Но в доме Бога величают той порой.
На разных языках служить готовы.
И Пётр сказал: «Кто может запретить
водой креститься тем, кто хочет жить
в Христовой чистой вере, кто при нас
Святого Духа получил в сей час?
И повелел им всем креститься он.
Во имя Господа обряд был совершён.
Потом Петра просили оставаться,
чтоб с ним ещё три дня не расставаться…7
*****************************************
Примечания
1.Из полка, называемом Италийским..., т. е. полка из пригородных италийцев, в отличие от воинов, набиравшихся на службу из туземцев. Кесария была резиденцией римских прокураторов Палестины, почему при них и состоял особый полк из природных римлян или италийцев, как людей более надежных и искусных. Вероятно, и Корнилий, сотник этого полка, был тоже природный римлянин или италиец. И во всяком случае, он не был даже иудейским прозелитом, а был просто язычник доброй души и природно-благочестивой настроенности.
2.Смысл и цель всего этого видения были таковы: все животные, бывшие в полотне, символически представляли все человечество: чистые животные означали народ еврейский, нечистые - язычников. Крестною смертью Христа Спасителя, как жертвою Богу, принесенною за весь мир, исходатайствовано очищение равно всем, не только иудеям, но и язычникам, которые вместе и должны войти в Церковь Христову, Царство Мессии, идеально чуждое всякой скверны или порока, как омытое и омываемое непрерывно кровью Агнца Божия. При этом дается понять и то, что для очищения язычников и вступления их в Церковь Христову не требуется никакого посредства иудейских внешних обрядов и установлений, имевших и для самого иудейства временный преходящий характер. Право на означенное вступление дается исключительно всеобъемлющим значением Крестной Жертвы Сына Божия.
3."Одобряемый всем народом иудейским...", на который, очевидно, падала значительная доля милостей доброго Корнилия, подобного в этом отношении другому известному евангельскому Капернаумскому сотнику.
4.О возбранении еврею сообщаться с иноплеменником (= язычником) в законе Моисеевом, собственно, не говорится; это - мелочная строгость позднейшего раввинства, под влиянием фарисейства, развившего до такой щепетильности идею святости избранного народа. Благодаря известному влиянию фарисейских воззрений на народ, означенный взгляд на отношения к язычникам немедленно получил значение общего обычая и твердо установившегося правила - закона, что отражается и в образе действий первоверховного из апостолов.
5."Дух Святый сошел на всех слушавших слово..." Это единственный пример во всей апостольской истории, что Дух Св. сошел на присоединяющихся к христианскому обществу еще до крещения их. Без сомнения, это требовалось необычайною важностью событий - первого присоединения язычников к Церкви Христовой без посредства иудейства, после чего такой способ присоединения должен был получить авторитет непререкаемости.
6.Это изумление объясняется господствовавшим тогда убеждением, что язычники должны были быть принимаемы в Церковь Христову после того лишь, как станут прозелитами иудейства - не иначе: мнение, с которым и после этого события приходилось немало считаться.
7.О Корнилии более Дееписатель ничего не сообщает. По церковному же преданию он был впоследствии епископом Кесарии, проповедовал Христа в разных странах и скончался мученическою смертью.