Идет загрузка...
Глоссарий Ссылки


посмотреть комментарии » (0)
Деяния, глава восьмая

Преследование Иерусалимской церкви и её рассеяние; Проповедь Филиппа и исцеления в Самарии; Пётр и Иоанн в Самарии; Симон волхв; Обращение евнуха ефиоплянина через Филиппа.
А юный Савл одобрил убиение его.
Ведь смерть Стефана почитал он правым делом.
И бурно в Иерусалиме от сего
гоненье на Христову церковь закипело. 1
И христиане по другим местам
рассеялись и оставались там:
в селеньях Иудеии в эти дни,
в Самарии укрылись все они.
Апостолы, чей дух несокрушим,
не покидали Иерусалим.
Стефана же достойно схоронили.
И плач по нём великий совершили.

А в Иерусалиме церковь христиан терзал –
в дома врывался и бросал людей в темницу,
фанатик и рука синедриона Савл. 2
Разгрома церкви он желал добиться.
Но те, кто разошлись по городам,
Евангелие открывали там.
В рассеянии изгнанные все
рассказывали людям о Христе.
В Самарии Филипп, один из них,
великого почтения достиг.
Народ внимал ему единодушно.
Он чудеса творил – спасал недужных.

Расслабленных, больных, хромых калек он исцелял.
Нечистый дух из многих, одержимых ими,
с великим воплем тело покидал
с приспешниками подлыми своими.
И радость там великая была
И слава Иисусова росла.
В Самарии в то время жил Симон.
Он волховал. Себя великим он
провозглашал и изумлял народ
своим искусством здесь не первый год.
Людей его таинственность манила.
И говорили: «Есть в нём Божья сила».

Но благовестие Филиппа слушали они
о Царстве Божием, об имени Иисуса.
И многие из них крестились в эти дни,
ряды пополнив братского союза.
Уверовал, крестился сам Симон.
И от Филиппа не отходит он.
Деяньям изумляется его
и силе, что исходит от того.
И хочет подсмотреть он и понять,
приёмы у Филиппа перенять.
Но день за днём они неуловимы.
И суть их для него непостижима.

Апостолы из Иерусалима, услыхав,
что Самаряне слово Божие признали,
Петра и Иоанна, наставленье дав,
в Самарию немедленно послали.
Апостолы пришли дорогой той
и помолились, чтобы Дух Святой
сошёл на всех крестившихся людей
всей благодатью радостной своей.
И стали руки возлагать на них,
на братьев обретённых дорогих.
И приняли Святого Духа люди.
Теперь Господня воля с ними будет.
Симон же увидав, что через возложенье рук
Апостольских всем Дух Святой передается, 3
принёс им деньги, как хороший старый друг,
уверенный – всё в мире продаётся.
Он предложил: «Мне дайте эту власть
и новой силой я потешусь всласть!
Чтоб руки я на мужа возложил,
и он Святого Духа получил»!
Но Пётр ответил: «Серебро твоё
тебя к позорной гибели ведёт.
За деньги ты решил купить дар Божий?
Но ты и части получить не можешь.

Не право перед Богом сердце чёрствое твоё.
Ну, а теперь иди в грехе своём покайся.
И, может быть, тогда с души твоей уйдёт
корысть и желчь. В молитвах в них признайся».
Пристыженный Симон в ответ просил:
«Молитесь за меня, чтоб Бог простил.
Чтоб то, что вы сказали мне сейчас,
меня бы не постигло в этот раз»! 4
Апостолы Самарию прошли,
по ней Господне слово пронесли
и в Иерусалим вернулись снова,
к служению Господнему готовы.

Ночной порой Господень Ангел пред Филиппом встал:
– С утра иди на полдень, выйди на дорогу,
из Иерусалима в Газу, – Он сказал, –
Она пуста. Жди и молись там Богу. –
Филипп на месте. Видит: едет муж
Эфиоплянин, евнух, из вельмож
Кандакии – царицы, чей престол
над Эфиопией, а он её посол –
хранитель всех сокровиш. Он один
вчера покинул Иерусалим.
А в колеснице книгу он читает,
но смысла до конца не понимает.

И Дух велел Филиппу к колеснице подойти.
Он подошёл и слышит, что читает книгу
Исаии пророка человек в пути.
Филипп спросил: «Всё можешь ли постигнуть»?
И был ответ: «Ну, как мне разуметь?
Без наставленья смысл не одолеть!
Иди ко мне и помоги понять.
Я вижу, ты Писанья должен знать».
Вот я читаю, но не вникну в суть.
Садись сюда. Продолжим вместе путь.
Исайя говорит: «Он на закланье
был веден, как овца в немом молчанье.

Безгласен, словно агнец, пред стригущими его.
Он терпит всё и уст своих не отверзает.
В уничижении, в страданьях никого
Он не винит. Себя Он осуждает.
Свершился суд Его. Но род Его
кто разъяснит? Не знают никого.
Ведь жизнь Его отнимут от земли.
те, кто Ему поверить не смогли».
Сказал Филиппу евнух: «Как узнать,
кого пророк хотел здесь показать?
Себя ли, иль кого-нибудь другого?
Открой мне суть писанья мудрым словом»!

И начал благовествовать Филипп от этих слов.
Он говорил об Иисусе Сыне Божьем.

С вельможи пала цепь языческих оков.
Он понял правду. Веровать он может!
Меж тем, они подъехали к воде.
«Скажи, креститься можно ведь везде? –
спросил вельможа, – Окрести меня.
Ходить во тьме я не хочу ни дня»!
Но всей душой ты веришь во Христа? –
спросил Филипп. – Душа моя чиста, –
Я верю – Иисус Христос – Сын Божий
Он всё на свете знает, видит, может»!
И здесь он колесницу приказал остановить.
В речной поток Филипп и евнух погрузились.
Филипп крестил. Они собрались выходить,
когда Святого Духа благодать излилась.
И без Филиппа евнух снова в путь
пустился, не желая отдохнуть. 5
Филипп же перенесен был в Азот.
Благую весть всем тем, кто там живёт
он нёс. И дальше шёл по городам,
и страстно благовествовал он там.
И до Кесарии его звучало слово
о славном воскресении Христовом.6
**********************************************
1.Дело, очевидно, происходило так: фанатическая толпа убийц, озверев от крови Первомученика, возвратилась в город и произвела настоящий погром христиан, пока не распространившийся далее Иерусалима. По церковному преданию, жертвами этого погрома легло до 2000 христиан, в числе коих был другой диакон - Никанор.
2.Действия Савла показывают, что он был орудием Синедриона в преследовании христиан и, очевидно, имел от него соответствующие полномочия, иначе он едва ли отважился бы вторгаться даже в дома обывателей, и темницы едва ли могли быть в его распоряжении. При таких условиях ожесточение гонения еще более ухудшалось в зависимости от личного фанатического ослепления и ожесточения Савла, что всё вместе создало крайне тяжелое положение Церкви Христовой.
3."Симон же, увидев..." Очевидно, принятие Св. Духа верующими сопровождалось какими-то видимыми знамениями. Может быть, то были особенные выражения духовного восторга или нечто подобное тому, что было с апостолами и др. верующими в день Пятидесятницы, - во всяком случае, нечто видимое и удобопримечаемое (Злат. ), что и побудило Симона на его безумную попытку.
4.Дееписатель ничего не сообщает о дальнейшей судьбе Симона. Но история сохранила о нем сведения, как о злейшем враге христианства, противодействовавшем апостолам, с которыми Петр еще раз встретился в Риме. Очевидно, он нашел себе ту гибель, которую предвещал ему на его опасном пути св. Петр.
5.Предание церковное сохранило нам имя этого вельможи - Индих, а также и некоторые сведения о его дальнейшей судьбе. По возвращении в свою страну он был в ней первым проповедником Евангелия, обратил многих, в том числе и свою повелительницу - царицу, крестив ее (Никиф. Кал. II:6).
6.Кесария, где Филипп, по-видимому, имел постоянное местожительство - большой известный город при Средиземном море, верстах в 100 к северо-западу от Иерусалима, местопребывание тогдашних римских прокураторов Иудеи; построен и назван так в честь Кесаря Августа Иродом Великим, на месте бывшего здесь Стратонова замка, почему Кесария и называлась еще Кесарией-Стратоновой в отличие от Палестинской Кесарии-Филипповой на месте древней Панеи. Кесария-Стратонова в дальнейшем нередко упоминается Дееписателем.

посмотреть комментарии » (0)
Количество просмотров: 99

Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина