Идет загрузка...
Глоссарий Ссылки


посмотреть комментарии » (0)
Иисус Навин, гл.17

Иисус Навин делает обзор истории Израиля, увещевает слушателей: «изберите себе ныне, кому служить» и «А я и дом мой будем служить Господу»; Обновляет в Силоме завет Израиля с Господом; Смерть Иисуса Навина и погребение его в его уделе; Кости Иосифа сохранены в Сихеме, смерть Елеазара священника (Гл.24).

Вновь Иисус собрал в Силом для встречи
Израилев народ.
Он думал про себя: «Ведь я не вечен.
Всё передам, что мне Господь речёт»!
Собравшимся старейшинам и судьям,
начальникам, князьям от всех колен
стал говорить он, Богом вдохновен,
о том, что было и о том, что будет,
пред Господом смирен:

«Так говорит Господь, наш Бог: «Издревле
за быстрою рекой
отцы народа на пустынных землях
пасли овец, и с верою чужой
текла их жизнь. Другим богам служили
сам Фара и Нахор, и Авраам
сыны его, с которыми он сам
и близкие в Халдейском Уре жили.
Они родились там.

И вот отца народа Авраама
Я взял из-за реки.
Водил его по землям Ханаана,
на склоне лет избавил от тоски –
размножил семя – дал ему Исаака.
Тот Иакова с Исавом породил.
Исаву дан в наследие Сеир.
Иакова с сынами для их блага
в Египте поселил.

Послал Я Моисея с Аароном,
чтоб вывели народ
И язвами Египет непреклонный
Я поразил – людей его и скот.
Отцов Я ваших из Египта вывел.
К Чермному морю вы пришли тогда.
Но фараон для быстрого суда
за вами гнался злобный и спесивый.
Минуя города,

гремели боевые колесницы
в пустыне по камням.
И всадников лихие вереницы
стелились степью, смерть неся отцам.
Но возопили к Господу Евреи.
И тьмой укрыл их от врага Господь,
а Египтян – живую кровь и плоть
на дне морском оставил, не жалея,
Он, как песка щепоть.

И много лет вы пробыли в пустыне.
Потом Я вас привёл
на землю Аморреев. Ту, где ныне
наследственный удел себе нашёл
Манассия – его полуколено.
Потом восстал Валак, Сепфоров сын,
царь Моавитский. Был он не один:
с ним Валаам, Веоров сын надменный,
с Фегоровых вершин
Призвал его Валак проклясть Израиль.
Но Я не допустил.
Израиль от проклятия избавил,
и Валаам его благословил.

Когда за Иордан к Иерихону
вы станом перешли,
стеной пред вами стали и препоной
воинственные жители земли.
Хеттеев, Аморреев, Хананеев,
Евеев, Ферезеев и других,
сражавшихся с оружием за них –
ряды Иевусеев, Гергесеев,
кто был и смел и лих,

Я предал в ваши руки безвозвратно.
И сильных двух царей
не сами вы погнали безоглядно,
не луком и не силою своей.
То Я наслал шершней на Аморреев. 1
Прогнали шершни грозного врага.
Я дал вам землю – пашни и луга,
На ней свободно жнёте вы, не сеяв.
Для вас земли блага:

те города, в которых вы живёте –
не строили вы их.
Плоды, вино, которое вы пьёте –
всё из садов, что дал вам Я, чужих».
«Итак, – промолвил Иисус народу, –
вы Господу служите в чистоте,
отвергните богов, коварных тех,
которым за рекой в былые годы
в духовной пустоте

отцы служили ваши. Поклонялись
в Египте им они. 2
Но вам велю, чтоб Господа боялись
и перед Ним во все ходили дни.
А если вам отныне неугодно
Ему служить, то выбор есть большой:
богам отцов служите всей душой,
которым в старину в степи безводной
служили за рекой.

А можете богам народов местных
служить и верить в них.
Но я, мой дом, мой род со мною вместе
лишь Господу верны в сердцах своих»! 3
И отвечал народ: «Того не будет,
чтоб стали мы служить другим богам!
Господь и правда Божья дорога!
Без Господа мы дальше жить не сможем –
На нас Его рука!

Отцов и нас Он из Египта вывел,
от рабства и тоски.
Он море иссушил и воды вздыбил,
чтоб нас спасти от вражеской руки.
Господь хранил нас среди всех народов
на всём пути, которым долго шли
мы до отцам обещанной земли.
И здесь Он дал нам землю и свободу
от всех невзгод вдали.

А посему и мы служить навеки
готовы одному!
И наш закон – он в книге при ковчеге. 4
Господь, наш Бог. Мы служим лишь Ему»!
«Он Бог ревнитель, – Иисус ответил, –
Не терпит Он измены и грехов.
И если вы оставите Его
в своём непостоянстве, словно ветер,
лишитесь вы всего.

Он зло на вас нашлёт, вас истребит Он,
хоть вам благотворил.
Вы будете врагом своим разбиты,
лишит Он вас и мужества, и сил».
Но Иисуса так народ заверил:
«Мы будем только Господу служить,
с Ним в сердце нашем в мире будем жить
и беззаветно слову Бога верить»!
«Что ж, так тому и быть, –

сказал им Иисус, потом добавил, –
А станете тогда
свидетелями, что избрали сами
вы Господа – служить Ему всегда»?
«Свидетели! – Народ ему ответил.
«Итак, чужих отвергнете богов,
что есть ещё у ваших очагов,
и Бог Израилев путь праведный осветит
вам из глуби веков»!

«Да будет так, – сказало всё собранье, –
служить мы станем все
лишь Господу – основе мирозданья,
и гласу Божию внимать везде»!
И заключил в тот день завет с народом
вождь Иисус. И дал ему закон. 5
Слова сии в Силоме в книгу он
вписал 6 и зачитал перед заходом,
зарёю освещён.

И взял большой он камень и под дубом
у скинии святой,
поставил камень истинный и грубый,
сияющий природной красотой.
И так сказал народу: «Этот камень
свидетель нам, ведь слышал он слова,
что говорил Господь, и в нём жива
та клятва, что сейчас дана здесь вами.
Как день, она нова!

И против вас свидетель этот камень,
чтоб впредь вам не солгать
пред Богом вашим – всемогущим самым,
дарующим и жизнь и благодать»!
И отпустил людей он по уделам,
И с Богом в сердце разошлись они.
В земных заботах потекли их дни.
А Иисус, сын Навин дело сделав
отцам его сродни,

в свои сто десять лет покинул землю,
и был он погребён
в Фамнаф-Сараи, что в его уделе –
Ефремовой горы скалистый склон. 7
И весь Израиль искренне и рьяно
в дни Иисуса Господу служил.
И в дни старейшин Господа любил.
Старейшины – свидетели деяний
всех, что Господь вершил.

Иосифовы кости в дни исхода
Израиля сыны
забрали из Египта, и сквозь годы
они в страну обета внесены.
И вот захоронили их в Сихеме,
в земле его родимых сыновей,
о чём просил он на закате дней.
По воле Господа настало время
ему вернуться к ней. 8

Потом Елеазар, сын Аарона
ушёл с лица земли.
Он славным был блюстителем закона.
Знал, как отец, всё, что Господь велит.
И на холме Финееса высоком
вблизи Силома похоронен он.
И сын его, священством облечён,
при скинии святой стоит пред Богом.
Фенеес чтит закон…
************************
Примечания:
1. Шершни служили таким же средством к поражению ханаанитян во время борьбы с ними израильтян за Ханаанскую землю, как те пресмыкающиеся и насекомые, которыми Господь поразил Египет (Втор 7:18-20). В кн. Премудрости (Прем 12:12) они названы предтечами воинства Господня, посланными для того, чтобы они мало-помалу истребляли ханаанитян;
2. Увещание отвергните богов дает понять, что между израильтянами, современными Иисусу Навину, были такие, которые имели наклонность к язычеству, проявлявшуюся в том, что с поклонением Господу они соединяли почитание других богов;
3. Так как очищение народного служения Господу от языческих суеверий не могло быть достигнуто внешними мерами, то поэтому Иисус Навин для достижения этой цели обращается к народной совести, предлагая ей решить вопрос о том, кому народ хочет служить, Господу ли или другим богам, причем самой постановкой вопроса устраняется мысль о соединимости того и другого служения. Делая народу это предложение, израильский вождь поступает так же, как и Моисей (Втор 30:15,19). Свое влияние на народное решение он ограничивает действием только своего примера: а я и дом мой будем служить Господу;
4. Книга закона Моисеева традиционно хранится в скинии, справа от ковчега завета Господня;
5. И дал ему закон (по еврейскому тексту хок умишпат), т. е. изложил обязанности, которые принял на себя народ через вступление в завет с Богом, и права на получение благ, обещанных исполнителям божественных заповедей (Исх 15:25, где употреблены те же выражения);
6. т. е. то, что он говорил народу от имени Божия и что отвечал ему народ, предстоя пред Богом он вписал в книгу закона Божия, под которой разумеется книга закона, которую отдал Моисей священникам и старейшинам (Втор 31:9,24-26);
7. Иисус Навин не оставил себе преемника по управлению народом потому, конечно, что считал достаточными для этого, при тогдашнем состоянии народа, существовавшие у него органы управления, какими были старейшины вместе с первосвященником;
8. Погребение вынесенных из Египта костей Иосифа (Исх 13:19) совершено было, вероятно, вскоре после поселения Ефремова колена в Сихеме, а отнесено к концу книги для того, чтобы передачей этого сведения не нарушать последовательного изложения других событий. Гробница праведного Иосифа (Кабр Юсуф), находящаяся в Сихемской долине, в 20-ти минутах от источника Иакова (Бир Якуб), пользуется и в настоящее время почитанием не только со стороны евреев и христиан, но и мусульман;

посмотреть комментарии » (0)
Количество просмотров: 1199

Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина