(9 Ава*)
Опять грядет созвездье Льва –
Знак месяца и города Селимы.
Опять мы у Стены, в Иерусалиме.
Опять к Нему все мысли, все слова.
Всё помним мы: и бунт в пустыне.
И гнев Господень, и Его наказ…
И это не про них – про нас.
Ведь мы в пустыне и поныне.
Сожженье Храмов, – Вавилон и Рим.
Бар-Кохбы смерть, Бейтара стон.
И римский плуг, прошедший чрез Сион.
Всё помним мы, всё не забудем им.
Урбан Второй, крестовые походы,
И снова кровь, и снова смерть…
Как пережить, как позабыть суметь?!
Погромы, кровь, текущая сквозь годы.
Изгнанье. Англия. Испания в кострах.
А в Риме милость папы – гетто.
Хмельницкий! Польша! Боже! Где Ты?!
Неужто нам завещан только страх!?
Двадцатый век. Варшава. Снова гетто.
Освенцим, Треблинка, газвагены, костры…
Ты человек. Ты мал. Но если ты
Не мёртв, – ты не простишь и не забудешь это.
Грядет Менахем Ав**, – заря взойдёт, –
День Машиаха – утешенья и надежды.
Мы ждём его. Мы не смыкаем вежды.
Мы помним, знаем: Он придёт.
Дуйсбург. 16-17. 07.2013 г. (9-10 Ава 5773 г.)
Примечание
Изначально название пятого месяца (если считать от нисана) в еврейском календаре было «ав». Такое название приводится в переводе-комментарии Пятикнижия на арамейский язык (Бемидбар, 13:25) Йонатана бен Узиэла, жившего более двух тысяч лет назад. Оно, очевидно, дано было пятому месяцу, как и всем остальным, в период Вавилонского изгнания. Однако по обычаю, принятому во всех еврейских общинах, месяц этот называют «менахем-ав».
На протяжении еврейской истории в этом месяце произошел целый ряд драматических событий, прежде всего – разрушение первого и второго Храмов.
Обычай добавлять к названию этого месяца слово менахем («утешитель») объясняется, тем, что после случившихся 9 ава несчастий евреи ожидают от Всевышнего утешения
Однако название «ав» само по себе указывает на благо, причем гораздо большее, чем то, которое подразумевает слово «менахем».