Идет загрузка...
Глоссарий Ссылки


посмотреть комментарии » (0)
Глава семнадцатая

Проповедь Павла в синагоге в Фессалониках; Иудеи подняли восстание против Павла и Силы; Посещение Верии; Многие уверовали; Павел отправился в Афины; Павел проповедует «Иисуса и воскресение»;Речь к Афинянам в артеопаге; Жертвенник «неведомому богу»; Некоторые насмехались, иные уверовали.

Прошли Амфиполь Павел с Силой, перешли Стримон, минули Аполлонию и вышли к морю.
В заливе белый город отражён.
То Фессалоника любуется собою.
Большая синагога здесь была.
Примерной в Македонии слыла.
И три субботы Павел в ней провёл.
И вдохновенно проповедь он вёл.
Ссылаясь на Писаний мудрых свет,
учил, что за завесой древних лет
известно было, что Христос родится,
что должен Он Израилю явиться.

Что должен пострадать Он, но из мёртвых вновь восстать,
что сей Христос есть Иисус из Назарета.
«И проповедь моя о Нём! И жизнь отдать
готовы мы за Божью правду эту»!
И речи Павла слушали они.
Уверовали многие в те дни.
Пришло Эллинов много – прозелитов,
немало знатных женщин из элиты.
Но Иудеев, тех, что чтут закон,
тревожит Павел. Неугоден он.
Они толпу на площади собрали
и гневными речами возмущали.


А в Фессалонике тогда жил некто Иасон.
Двоих Апостолов он приютил любезно.
Когда пришла толпа, гостей не выдал он,
как человек бесхитростный и честный.
Тогда его и братьев, бывших тут,
схватили и к начальникам ведут:
«Всесветных возмутителей двоих
они пустили жить в домах своих!
Они закон царя не признают
и повеленья кесаря не чтут,
и кесаря царём не почитают,
царём лишь Иисуса называют»!

Встревожены все слышавшие это: и народ,
и мудрые начальники из самых главных.
Но Иасон сказал, что сих людей приход,
миролюбивых и по жизни славных,
с политикой не связан. Что чисты
пред кесарем дела их и мечты.
И был тогда отпущен Иасон.
А солнце покидало небосклон…
Настала ночь, и было решено
покинуть город им, пока темно.
И братья проводили Павла с Силой.
И тьма ночная их от глаз укрыла.

На следующий день они достигли Верии.
И в синагоге Иудейской оказались.
И Павел проповеди яркие свои
здесь произнёс. И люди отозвались.
С почтеньем слово приняли они,
усердно разбирая в эти дни

Писания, отыскивая в них
из проповеди Павла верный стих.
И многие уверовали там.
И, перестав служить своим богам,
немало женщин и мужчин Эллинов
пришли смиренно к Господу с повинной.

Когда до Фессалоники известие дошло,
что слово Божие и в Верие звучит,
что проповеди Павла приняты тепло,
что к Павлу там народ благоволит,
то Иудеи ринулись туда,
немало сил затратив и труда,
чтоб против Павла возбудить народ,
внести там в души ревность и разброд.
А братия решила поспешить
и Павла из Верии удалить.
Они в своём решении едины,
и Павел отправляется в Афины.

А Тимофея с Силой Павел стал в Афинах ждать.
Он приказал им поскорей к нему приехать.
Но время в городе не стал он зря терять –
беседы вёл на площадях с успехом.
А по субботам в синагоге он,
мечтой своей святою окрылён,
поведал Иудеям, прозелитам
об Иисусе честно и открыто.
И по Писаньям с ними рассуждал,
какой пророк Его нам указал.
И проповедовал Господне слово
в среде людей, принять его готовых.


С ним спорили философы, что проживали там.
Эпикурейцев, стоиков пытливый разум.
«Что этот суеслов доказывает нам? –
одни твердят, не разобравшись сразу.
Другие говорят: «О божествах,
нам неизвестных, где-то в небесах
он проповедует. И дело в том,
что так уверен в Боге он своём,
как будто сам видал его не раз,
и этот Бог с ним рядом всякий час»!
А Павел говорил им о спасенье,
об Иисуса славном воскресенье.
И привели они его с собой в ареопаг.
И говорили: «Это новое ученье?
Источник новых, неизвестных миру благ?
Поведай суть его и проясни значенье»!
Афиняне и гости их тогда
готовы были слушать без труда
о чём-то новом, неизвестном им
и почитать вниманием своим.
И вот в ареопаге Павел встал
и, обращаясь к обществу, сказал:
«Афиняне! Я здесь прошёл все тропы
и вижу, что вы набожны особо!

Осматривая все святыни ваши, я нашёл
и жертвенник один «Неведомому Богу».
Его не знаете, но Он у вас обрёл
почтенье, как опора и подмога.
Его-то, проповедую я вам.
Бог сотворивший мир и всё, что в нём – Он Сам!
Не в рукотворных храмах Он живёт,
а в наших душах Свой вершит полёт!
Не требует служенья наших рук –
чужд, не имеющий нужды, услуг!
Дыхание и жизнь Он сам дал миру.
Через дыханье – жизненную силу.

И от одной Он крови произвёл весь род людской
и расселил его по всей земли пределам.
Определил все времена Своей рукой
и обитанья сроки и наделы.
Чтоб Бога все искали и нашли,
в сердечное общенье с Ним вошли.
Пусть ощутят Его, ведь рядом Он.
Как воздухом, им каждый окружён.
Ведь Им живёт и движется народ.
Как сказано в стихах: «Его мы род»!
А посему и думать невозможно,
что Божеству искусственным быть можно.

Из золота отлитое, из серебра оно,
из камня сделанное мастером искусным
одной лишь человечьей силой создано –
свой образ получило от искусства.
Неведения время Бог закрыл
и ныне людям истину открыл.
Повсюду к покаянью всех призвал.
Покаяться немедля приказал.
Повсюду всем та истина важна
И всех людей касается она.
Та истина сердца людей тревожит.
Познать её покаявшийся сможет.

Чтоб праведно судить вселенную назначил Бог
особый судный день, предсказанный пророком.
И Мужа предопределил, чтоб в нужный срок
судил народы мира волей Бога.
В том Муже все уверится могли,
когда воскрес, поднявшись от земли.
Сей Муж, людьми преступно умерщвлён,
но волей Бога призван к жизни Он»!

Закончил Павел речь. В ареопаге тишина.
Потом одни над ней посмеиваться стали.
Другие говорили, что звучит она,
как вымысел, что он неё устали:
«О воскресенье мёртвых нам как раз
расскажешь сказки в следующий раз»!
И Павел вышел, но пошли за ним,
ведомые предчувствием своим,
Они общались с Павлом, а потом
он к чистой вере стал для них мостом.
Был Дионисий Ареопагит меж ними
и женщина Дамарь с двумя другими.

Примечания
Путь от Филипп до Фессалоники составлял около 160 км. В города Амфиполь и Аполлонию, которые находились на расстоянии примерно 45-50 км. друг от друга (по Виа Эгнациа), путники не зашли, видимо, потому, что там не было синагог. В Фессалонике (современные Салоники) Иудейская синагога… была, и, значит, имелась отличная возможность для проповеди и установления контактов, так что Павел остановился в этом городе.
Верия располагалась километрах в 65-70 на юго-запад от Фессалоники, на восточных горных склонах, на пути в провинцию Ахаию, соответствовавшую современной южной Греции.
Ареопаг - буквально "гора Ареса" (бог войны в греческой мифологии)- был местом, где собирался Совет, тоже получивший название "ареопага", который выполнял в древних Афинах функции высшего судебно-политического трибунала. К апостольскому времени, однако, роль его свелась к наблюдению за состоянием религии, а также воспитания и образования в городе. Итак, Совет (ареопаг) вправе был потребовать у Павла объяснения, что это за новое учение, которое он проповедует, и которое для афинян звучит так странно.
От одной крови - значит "от одного человека" (имелся в виду Адам). Сказанное здесь Павлом прозвучало как вызов афинской гордости: они обязаны своим происхождением тому же источнику, что и все другие люди! Из слов апостола следовало также, что одной из целей акта Творения было заселить планету Земля (Быт. 1:28). Всемогущий Бог, о Котором он говорил, предопределил и характер человеческой истории, назначив предопределенные времена и пределы… обитанию людей.
Итак, Павел заявил грекам, что они всем обязаны Богу, Которого не знают и Которому не поклоняются, поклоняясь, вместо Него, десяткам лжебогов.
Тут Павел выражает мысль откровенно христианскую. Его ссылка на предопределенного Богом Мужа уносит читателя к книге пророка Даниила, где говорится (Дан. 7:13-14) о Сыне Человеческом. Этот "Муж" будет праведно судить вселенную (Иоан. 5:22). Во удостоверение личности Христа и Его дела Бог воскресил Его из мертвых.
Все-таки несколько человек, став последователями Павла, уверовали, и среди них - Дионисий, член ареопага, и женщина по имени Дамарь. Можно ли в таком случае считать служение Павла в Афинах неудачей? Трудно сказать. Нигде не записано об основании церкви в Афинах.


посмотреть комментарии » (0)
Количество просмотров: 58

Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина