Авторизация
Идет загрузка...
Глоссарий Ссылки


посмотреть комментарии » (0)
Четвёртая книга Царств, Глава семьнадцатая

Осия вступил в договор с Египтом против царя Ассирийского, который взял его под стражу, осадил Самарию и отвёл Израиля в плен в Ассирию; Причины, почему Господь допустил разрушение царства Израильского, как предупреждали об этом пророки; Народы, переселённые Ассирийцами в землю Израилеву, доносят о бедствиях, посылаемых на них «Богом той земли»; Священник Господа послан в Вефиль, чтобы научить народы закону Божию, но они продолжают служить также своим богам.

Двенадцать лет был в Иерусалиме
Ахаз царём над Иудеей всей.
И в эти дни в Израиле гонимом
династию Израильских царей
продолжил Осия, сын Илы грешный.1
Убил Факея и воссел на трон.
И девять лет в Самарии с надеждой
на помощь Ассирийцев правил он.
В очах Господних он, набравшись сил,
деянья неугодные творил.

Но разрешал ходить Израильтянам
молиться Богу в Иерусалим.
Не заставлял, как прежние, упрямо
златым тельцам молиться вместе с ним.
И был он у царя Салманассара,
владыки Ассирийского, в долгу.
(Сын воцарился Тиглат-Палассара).
И дань платил он новому врагу.
Но неустанно он искал пути,
чтоб из ярма позорного уйти.2

Послов своих направил он к Сигору,
царю Египта. Помощи просил.
И дань врагу, уйдя от явной ссоры,
теперь не ежегодно приносил.
Салманассар измену обнаружил
и Осию в темницу заключил.
И стало жить ещё страшней и хуже:
в Израиль царь Ассирии вступил.
Он осадил Самарию, и вот,
её осада длится третий год.

Девятый год был Осия на царстве,
когда враги в Самарию вошли.
И в эти дни не стало государства –
Израильской истерзанной земли.
Израильтян в Ассирию отправил
царь Ассирийский. За широкий Ван,
на берегах Хабора их оставил,
за Ниневию, в Халах и Гозан.
И поселил их в чуждых им местах:
в Мидийских и Индийских городах.3

Когда сыны Израилевы стали
грешить пред Богом, Господом своим,
Его любить, бояться перестали
и на поклон пошли к богам иным;
Грешить пред Тем, кто из Египта вывел,
дал землю, что отцам обетовал,
пред Тем, Который был веками с ними,
Израилем сынов Своих назвал;
И стали поступать, как весь народ,
что изгнанный от них, вокруг живёт.

По всей стране построили высоты –
и в малых городах, и в крепостях.
И статуи Астарт, чужой работы,
и в рощах, на возвышенных местах.
И стали совершать свои куренья
на тех высотах сумрачным богам,
и без стыда, без страха и сомненья
дела худые совершали там.
И год за годом шли в грехах их дни.
Гневили этим Господа они.

Тогда Господь через Своих пророков,
чрез прозорливцев предостерегал
Израиль и Иуду – на дорогу
со злых путей вернуться призывал.
Он говорил: «Уставы соблюдайте
и заповеди точные Мои,
одно Моё ученье признавайте,
не уходите с верной колеи.
Отцам Я заповедал светлый путь,
чтоб вам с него во мраке не свернуть»!

Но нет! Они ожесточивши выю,
упрямые, не менее отцов,
пути для жизни выбрали иные –
лишенные Божественных основ.
И в Господа они теперь не верят,
в единственного Бога своего,
и откровения Его не ценят,
презрев уставы и завет Его,
который Он с отцами заключил,
и, как маяк, Израилю вручил.

Пошли вслед суеты, осуетились,
как все народы, о которых Бог
им заповедал, чтоб не соблазнились
пойти за ними от своих тревог.
Но заповеди Бога отложили –
отлили золотых себе тельцов,
устроили дубравы, поклонились
небесному воинству тех миров,
что звёздный небосвод им посылал,
и грозный бог для них теперь Ваал.

И проводили сыновей родимых
и дочерей своих через огонь.
В гаданьях и волшебствованьях мнимых
нарушили Божественный закон.
В святых очах Господних зло вершили
и по закону не желали жить.
И всё по всей земле они творили,
чтоб Господа безмерно прогневить.
И гнев Господень на Израиль пал.
Грехи прощать Господь им перестал.4

Прогневался Он сильно на Израиль.
Отверг их от лица Он Своего.
Иудино колено лишь оставил.
Из прочих не осталось никого.
Иуда тоже заповеди Божьи
за годом год давно не соблюдал.
И, как Израиль, брёл по бездорожью,
устав Господень так же нарушал.
И путь его, Израилю вослед,
пойдёт в сетях лишений злых и бед.

Израиль был отторгнут от Иуды
давным-давно, за Соломонов грех.
И дом Давидов более не будет
сиять на царстве выше прочих всех.
И воцарили Иеровоама.
Наватов сын вовлёк Израильтян
в великий грех. Упорно и упрямо
культ золотых тельцов вводил он там.
И много лет, до самого конца,
служил Израиль золотым тельцам,

доколе не отверг Господь Израиль
от Своего лица, как говорил
через рабов – пророков. И отставил,
в Ассирию его переселил.
За поклоненье идолам ужасным
жестоко наказал Он Свой народ.
Лишил его земли его прекрасной,
надежды, завоёванных свобод.
Переселённый из земли своей,
в Ассирии до сих живёт он дней.5

А из Ассирии людей, из Вавилона,
из Куты, Аввы Ассирийский царь
отправил в завоёванную зону –
в Самарию и Самарийский край.
И из Емафа, из Сепараима
В Самарию смиренно потекли,
НА СМЕНУ ПРЕЖНИМжителям гонимым,
все новые хозяева земли.6
Но Господа никто из них не чтил.
И их Господь жестоко проучил.

Он львов на них наслал. И нападали
На Ассирийцев львы ночной порой.
Они детей и взрослых умерщвляли.
И правил страх людьми в стране чужой.
И донесли они царю Саргону:
«Мы ныне по Самарии живём,
но Бога местного не знаем мы закона
Сей Бог суров. Мы скоро здесь умрём.
За то, что мы не чтим Его закон,
Своими львами нас погубит Он»!

Царь Ассирийский повелел отправить
священника, что раньше там служил,
чтоб Бога той земли учил он славить,
чтоб всех закону Божию учил.
И вот один священник Самарийский
В Вефиль вернувшись, стал людей учить
служить тельцам, как было в прежней жизни,
притом учил законы Бога чтить.
А прибывшие с дальних берегов
не забывали и своих богов.

И КАЖДЫЙ ИЗ НАРОДОВ сделал бога,
привычного, что прежде был у них.
И с ним делил заботы и тревоги,
на всех высотах их установив.
В Самарии их много Самаряне
воздвигли, слову Бога вопреки.
Там ставили теперь Вавилоняне
Суккот-бенофов – идолов своих.
Кутийский подземельный бог Нергал
лишь их одних спасал и помогал.

А Емафяне сделали Ашиву,
Аввийский бог – Нивхаз и с ним Тартак.
Сепарваимцам светит горделиво
Адрамелех сквозь непроглядный мрак.
В честь божества сынов они сжигали,
Анамелеху посвящая их.
Но вместе с тем и Бога призывали.
и славили средь идолов своих. 7
Священников в капищах у высот
Избрал себе и выставил народ.

И до сего дня так же поступают,
обычаи старинные храня,
законы и уставы нарушая,
душой не могут Господа принять.
И заповеди, те, что заповедал
Господь сынам Иакова. И дал
ему Израиля Он имя и передал
чтоб весь народ в душе Его признал.
И под завесой многих сотен лет
Господь с народом заключил завет:

Не чтить иных богов, не поклоняться,
и не служить им заповедал Он.
Им жертв не приносить, не доверяться
жрецам их, презирающим закон.
Но чтите только Господа, Который
вас из земли Египетской увёл
великой силой, мышцею простёртой,
с Которым землю ваш народ обрёл.
Его любите. Жертвы для Него
вы приносите только одного!

Всемерно соблюдайте учрежденья,
уставы, и обряды, и закон,
который на Синае без сомненья
был Моисею Господом вручён.
И Мой завет, что заключил Я с вами,
не забывайте, помните все дни.
Богов иных не чтите ни словами,
ни образы не создавайте их.
Но Господа и Бога своего
вы почитать почитайте только одного!

Он от руки вас вражеской избавит,
от всех несчастий вас Он защитит,
среди других народов вас прославит.
Господь ваш Бог Израилев – ваш щит!
Но Самаряне Господа не слышат.
Они своим обычаям верны.
Привычной верой, как туманом дышат
пред истуканами своей страны.
Но чтили Бога, коль придёт беда.
Потомки их в той вере навсегда.
******************************
1.Осия, умертвивший Факея, стал царем Израиля в 732 г. до Р. Х., на двенадцатом году правления Ахаза в Иудее.
2.Тиглат-Палассара III сменил на ассирийском троне его сын Салманассар V (727-722 гг. до Р. Х.). Вероятно, Осия решил воспользоваться этим и ослабить свою зависимость от Ассирии.
3.Израильтяне были переселены в разные области и города Ассирийской империи. Халах - область, лежавшая севернее Ниневии и на юг от озера Ван; Гозан был городом, а не рекой, а вот Хавор, или Хабор, - название реки, впадающей в Евфрат (на Хаворе и стоял Гозан; очевидно, евреи были рассеяны по берегам обеих рек); местом обитания израильтян стали и города Индийские - на северо-востоке от Ниневии.
4.В нарушение заповедей Господних были, по приказанию Иеровоама I, отлиты два золотых тельца, которым жители Израиля поклонялись в Дане и Вефиле. В столице, Самарии, местом языческого поклонения была "священная роща" (дубрава) Астарты. Широкое распространение получили культ поклонения звездам (всему воинству небесному и Ваалу, ближневосточному божеству плодородия, служили сыны Израилевы.
5.Так, по прошествии двух веков Северное (Израильское) царство прекратило свое существование (931-722 г. до Р. Х.). Семь из двадцати его царей погибли насильственной смертью. И все они были нечестивцами, подлежавшими Божьему осуждению. И во всем следуя примеру своего языческого окружения, совершали грех человеческих жертвоприношений, особо отвратительных в глазах Иеговы: проводили сыновей своих и дочерей через огонь, т. е. приносили их во всесожжение идолам.
6.Саргон перевел на земли Израиля людей из Вавилова Кути (последняя находилась на северо-восток от города Вавилона, на территории современного Ирака), Аввы (город, находившийся вблизи р. Хабор; стих 6 и толкование на него), Емафа (города нар. Оронт, в Сирии) и Сепарваима (тоже, по-видимому, сирийского города); переселенцы стали жить в Самарии и окрестных городах. Так Самария, столица Израиля, и прилегающие к ней земли, образовали еще одну ассирийскую провинцию. Следует заметить, что подобные выселения из Израиля и заселения его новыми жителями происходили неоднократно, при нескольких ассирийских царях.
7.Как по этнографическому своему составу новое население территории бывшего Израильского царства представляло соединение еврейского и пришлого элементов, так и в религии, в богопочитании нового населения существовала двойственность: наряду с Иеговой разные племена, вошедшие в состав его, почитали каждое своего племенного бога: вавилоняне - Суккот-Бенофа, кутийцы Нергала, емафяне - Ашиму, аввийцы - Нивхаза и Тартака, а сепарваимцы совершали сожжение своих детей (т. е. культ, подобный Молохову) своим богам Адрамелеху и Анамелеху. Xарактер культа каждого из этих божеств мало известен.

посмотреть комментарии » (0)
Количество просмотров: 213
Ваш комментарий:
Имя
E-mail:

Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина