Идет загрузка...
Глоссарий Ссылки


посмотреть комментарии » (0)
Первая Книга царств, Глава восьмая

Просьба старейшин Израиля к Самуилу поставить им царя; Господь повелевает ему сделать это; Самуил предупреждает, чего им это будет стоить, но они продолжают требовать царя.

Вот старость подступила к Самуилу.
Тогда поставил он своих сынов,
покуда у него остались силы,
судить Израиль правдою отцов.
Вдали от дома судьями ходили
два сына Иоиль и Авия
И местом, где они людей судили
была далёкая Вирсавия.
И каждый сын по-своему судил.
Совсем не так, как их отец учил. 1

Они подарки брали и превратно
судили обратившихся людей.
Законы обходили безоглядно,
сойдя с отцовых праведных путей.
Старейшины Израиля собрались
и в Раму к Самуилу все пришли,
сказали: Сыновья твои зазнались,
не праведной дорогою пошли.
Пророком ты являешься не зря –
поставь над нами сильного царя! 2

Хотим, чтоб он судил нас справедливо,
чтоб был Израиль, как любой народ,
который то печально, то счастливо
под царским словом на земле живёт.
Услышал эту просьбу Самуил
и стало на душе его тоскливо. 3
Он к Господу молитву обратил,
и ждал Его ответа терпеливо.
Господь ему ответил в тот же час:
«Послушай и прими народный глас.

Ведь не тебя сейчас они отвергли.
Они отвергли одного Меня,
чтоб царствовал над ними некто смертный,
и, чтобы не царил над ними Я.
Они с тех дней, когда Я их из плена
Египетского вывел до сих пор,
всегда так поступали неизменно,
со мною прерывая разговор.
К другим богам и с жертвой и с мольбой,
а ныне поступают так с тобой.

Итак, послушай голос их и тут же
представь и объяви права царя,
дабы решали, так ли царь им нужен,
померным ли желанием горят»?
Пересказал всё Самуил народу,
и рассказал о царских им правах –
про жизнь и труд, про войны и свободу,
которая пока ещё жива.
И говорил он о правах царя,
пока взошла вечерняя заря:

«Тот царь, что будет царствовать над вами
к себе возьмёт всех ваших сыновей,
к своим он колесницам их приставит,
вооружит, усадит на коней.
Начальниками сделает немногих,
из самых приближённых, верных лиц –
оружие ковать, стеречь чертоги
и делать весь прибор для колесниц,
и царские возделывать поля,
следить, чтоб урожай дала земля.

Он ваших дочерей возьмёт для дела,
чтоб масти составляли для него,
чтоб кушанья готовили умело
и хлеб пекли служителям его.
Он лучшие поля и ваши нивы,
масличные сады и виноград,
которыми владеете счастливо,
у вас возьмёт и евнухам отдаст.
И от посевов ваших и садов
он десятину отобрать готов.

Рабов, рабынь, ослов себе возьмёт он
и на свои дела употребит.
И часть всего, что нажили вы потом,
и вас в своих рабов он превратит.
И вы тогда восстанете, как туча,
на избранного вами же царя.
Но не ответит вам Господь могучий.
к Нему тогда взывать начнёте зря.
Я всё сказал, что Бог мне говорил, –
слова свои закончил Самуил.4

Народ в ответ: «Пусть будет царь над нами!
Как прочие народы жить хотим!
Пусть судит нас, решает всё и правит!
Войну ли мир – достойно встретим с ним!
И слушал Самуил тот глас народный,
и Господу всё вслух пересказал.
Господь ответил: «Выбор их свободный.
Поставь царя им. Царства час настал».
С тем по домам старейшин отпустил
седой пророк Еврейский Самуил.
**********************
Примечания:
1. Вирсавия - город вблизи южных границ Xанаана. Удаленность Вирсавии от главного местопребывания Самуила Рамы в значительной степени объясняет ту свободу поступков, которую позволяли себе сыновья Самуила.
2. Народ верил, что крепкая рука державного царя послужит достаточной гарантией против различного рода злоупотреблений со стороны второстепенных властей.
3. Установившаяся к этому времени форма еврейского народоправления носила характер теократии, т. е. Богоправления, в узком смысле этого слова. Будучи равно Богом и небесным царем всех вообще народов (теократия в широком смысле слова), Господь был в отношении своего избранного народа в то же время и Царем земным. От Него исходили законы, постановления, распоряжения не только чисто религиозного, но и семейного, общественного, государственного характера. Как Царь, Он был в то же время и Главным Вождем военных сил своего народа. Скиния, будучи местом особого присутствия Господа Бога, была вместе с тем и резиденцией Государя еврейского народа: здесь открывалась народу воля его небесного и земного Царя во всех важнейших случаях его религиозной, семейной, общественной и государственной жизни. Пророки, первосвященники, вожди, судьи были лишь послушными исполнителями и проводниками воли Небесного Владыки народа. Отсюда становится понятным, почему ревностному стражу Иеговы Самуилу не понравилось желание народа: в этом желании он усмотрел измену евреев своему исконному Царю. К тому же, прося себе царя, евреи выразились: "как у прочих (т. е. языческих) народов".

4. Самуил начертал не статут власти еврейского царя, а картину обычного на востоке того времени поведения царя. Жесткие тоны этой картины должны были внушать евреям большую осторожность в задуманном ими предприятии.

посмотреть комментарии » (0)
Количество просмотров: 1225

Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина