Идет загрузка...
Глоссарий Ссылки


посмотреть комментарии » (0)
Первая Книга царств Глава четвёртая

Израиль принёс ковчег из Силома для войны с Филистимлянами; Во время сражения Филистимляне взяли ковчег и умертвили обоих сыновей Илия; Когда вестник сообщил об этом Илию, он упал и умер; Наименование Ихавод.

Отныне было слово Самуила
к сынам Израиля обращено.
На весь Израиль вдохновенной силой
от Господа направлено оно.
В те дни пошли войной Израильтяне,
чтоб укротить врагов – Филистимлян. 1
И на равнине летним утром ранним
в Авен-Езере развернули стан.
Филистимляне вывели своих,
и при Афеке разместили их.

И грянул бой – жестокий и кровавый
И дрогнули ряды Израильтян.
Четыре тысячи мужей без славы
с оружием в руках погибли там.
Старейшины Израиля сказали:
«За что Господь нас тяжко поразил,
и нас Филистимляне покарали?
За что Господь в бою лишил нас сил?
Пошлём скорей гонцов своих в Силом,
Пусть поспешат в священный Божий дом.

Возьмём ковчег завета мы Господня,
и он средь нас в смертельный бой пойдёт,
и от руки врагов спасёт сегодня,
а завтра нас к победе приведёт.
И вот ковчег Господень в стан принесен.
А с ним два сына Илия пришли.
В такое время Офни и Финеес
при скинии остаться не могли.
Когда ковчег увидели войска,
куда девались горе и тоска?

Израильская рать возликовала.
Такой у них поднялся в стане крик,
что мать земля дрожала и стонала
в тот радостный надежды новой миг.
Услышали их шум Филистимляне.
Хотят узнать, чего шумят они?
И узнают – кричат Израильтяне –
ковчег Господень в стан к ним принесли.
Филистимлян окутал тёмный страх:
Один Еврейский Бог на их устах. 2

И говорили: «Горе нам и горе!
Такого не бывало никогда
Их Бог велик на суше и на море!
Пока Он с ними, нам грозит беда!
Никто нас от позора не избавит.
В пустыне поразил Он Египтян.
Землёй и небом, и людьми он правит,
от гибели храня Израильтян.
Чтоб нам в порабощении не быть,
должны мы дух свободный укрепить.

Пойдём же завтра в бой, сразимся с ними»!
И грянул бой! Язычники напали
и пешими и конными своими.
И верх они в сраженье этом взяли.
Хоть и средь них потерь в бою не мало,
Израильское воинство разбито.
Израильтян там тридцать тысяч пало,
их кровью поле бранное омыто.
Ковчег завета не уберегли,
Финееса и Офни не спасли. 3

В тот день в Силом вернулся некий воин –
одежда в клочьях, прах на голове.
Его рассказ, как гром, обрушил горе –
в тоске безмерной восстонали все!
А старый Илий, сидя у дороги,
всё ждал известий из полей войны.
И за ковчег он Божий был в тревоге,
и знать хотелось, как его сыны.
Лихие мысли шли ему на ум,
когда услышал громкий стон и шум.

И к Илию, бежавший из сраженья,
пришёл печали вестник и сказал:
«Израильтян постигло пораженье.
Перед врагом Израиль побежал.
Погибли вместе Офни и Финеес,
ковчег завета вынесли враги».
И замолчал, продолжить речь, не смея,
Стоял и думал: «Боже, помоги»!
Лишь только Илий это осознал,
как, помрачившись, наземь он упал.

В те дни был Илий старым и тяжёлым.
Упавши, он сломал себе хребет.
И умер тихо, дум тяжёлых полон.
Судьёй Израиля пробыл он сорок лет.
Жена Финееса беременна была.
И, получив известия плохие,
она упавши, сына родила,
но роды эти были непростые.
Потерей всех родных потрясена,
родив младенца, умерла она.

Назвать его успела, умирая.
Сказала: «Имя сына: «Ихавод». 4
Так потому его я называю,
что он родился в дни больших невзгод.
Я в день потери Божьего ковчега
и смерти свёкра с мужем родила.
Бесславье и позор теперь навеки.
Израильская слава отошла.
Бесславье ждёт в цепи грядущих лет.
Без Божьего ковчега жизни нет.
*************************
Примечания:
1. Филистимляне, главные враги Израиля на протяжении периода судей (Суд. 10:6-8; 13-16), не были семитским народом, они, скорее всего, были выходцами с о-ва Крит или из какой-то другой части региона Эгейского моря (Быт. 10:14; см. Иер. 47:4; Втор. 2:23; Ам. 9:7). Известны две миграции филистимлян в Ханаан: одна в дни Авраама (2 000 год до Р. X.) и другая – примерно в 1200 году до Р. X. Жили они в пяти главных городах южноханаанского побережья – в Газе, Аскалоне, Аккароне, Гефе и Ашдоде (Азоте). Филистимляне находились на высоком уровне технического развития, знали железо, имели искусных ремесленников (см. 1Цар. 13:19-20). Главным их божеством был Дагон, почитавшийся также в Месопотамии как бог хлеба и урожаев. Полагают, что Дагона представляли как божество с рыбьими хвостом и нижней частью туловища, но с человеческой головой. Это могло быть связано с тем, что филистимляне, народ, первоначально неразрывно связанный с морем, придя позднее в Ханаан, отождествили своего «рыбьего бога» с семитским божеством по имени Дагон (или Даган), поскольку стали народом земледельцев и «хлебо-производителей» (Суд. 15:3-5).
2. Израильтяне послали в Силом за ковчегом завета Господня, суеверно полагая, что самое присутствие его на поле битвы поможет им (наподобие некоего счастливого талисмана) обратить поражение в победу. Верно, что ковчег символизировал присутствие Самого Господа, но Его соучастие в битве предполагало одно непременное условие: народ должен был нести ковчег с верою (ср. Чис. 10:35; Иис. Н. 6:6). Однако и Филистимляне, узнав о прибытии ковчега, пришли в ужас, потому что слышали о таинственной связи его с сильным Богом, поразившим Египтян всякими казнями за 300 лет до того.
3. Это поражение явилось исполнением грозного определения Правосудия Божия в отношении неблагочестивого дома первосвященника и судии евреев Илия, поражение было вместе с тем и осязательным наказанием народа за его легкомысленное и самовольное обращение со своей величайшей святыней - Ковчегом Завета Господня.
4. Бесславие

посмотреть комментарии » (0)
Количество просмотров: 1387

Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина