Авторизация
Глоссарий Ссылки


Леонардо / Италия



Биография

Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452- 1519) — великий итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, математик, физик, естествоиспытатель. Он опередил свое время на несколько веков. Основатель искусства Высокого Возрождения. Родился в селении Анкиано близ Винчи недалеко от Флоренции в «Три часа ночи» т.е в 22:30 (по современному отсчёту времени) Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провел вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трехлетнего сына на воспитание. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать её образ в своих шедеврах. Многие влиятельные люди города Винчи приняли участие в дальнейшей судьбе Леонардо.Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто "(родом) из городка Винчи». Существует легенда о начале пути великого художника. К отцу Леонардо будто бы обратился крестьянин. Он передал нотариусу круглый щит из фигового дерева и попросил найти художника, способного расписать этот щит. Пьеро не стал искать специалиста и поручил работу сыну. Леонардо решил изобразить нечто «страшное». Он принёс в свою комнату множество «моделей», змей и насекомых причудливого вида, и написал на щите медузу. Ошеломлённый отец после этого отправил Леонардо учиться к лучшему живописцу Тосканы, Андреа дель Верроккьо. Так четырнадцатилетний Леонардо очутился в знаменитой художественной мастерской того времени. Основные даты жизни • 1452 — рождение Леонардо сер Пьеро да Винчи в селе Анкиано близ Винчи • 1470 — Леонардо да Винчи поступает в мастерскую Верроккьо подмастерьем художника (Флоренция) • 1472 — член Флорентийской Гильдии художников • Вторая половина 70-х годов. Создана «Мадонна с цветком» («Мадонна Бенуа») • 1478 — Леонардо открывает собственную мастерскую • 1481 — монастырь Сан Донато а Систо заказывает Леонардо большой алтарный образ «Поклонение Волхвов» (не завершён); начата работа над картиной «Святой Иероним» • 1482 — приглашён ко двору Лодовико Сфорца в Милане. Начата работа над конным памятником Франческо Сфорца. • 1483 — начата работа над «Мадонной в гроте» • Середина 80-х — создана «Мадонна Литта» • 1487— разработка летательной машины — орнитоптера, основанной на птичьем полёте • 1488 — картина «Дама с горностаем» • 1489 — анатомические рисунки черепов • 1490 — картина «Портрет музыканта». Выполнена глиняная модель памятника Франческо Сфорца. • 1490 — Витрувианский человек — знаменитый рисунок, иногда называемый каноническими пропорциями. • 1495—148 — работа над фреской «Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане • 1499 — Миланзахвачен французскими войсками Людовика XII, Леонардо покидает Милан • 1502 — поступает на службу к Чезаре Борджиа в качестве архитектора и военного инженера • 1503 — возвращение во Флоренцию • 1503 — картон к фреске «Битва в Анджарии (при Ангиари» и картина «Мона Лиза» • 1505— наброски полёта птиц • 1506 — возвращение в Милан и служба у короля Франции Людовика XII(в то время контролировавшего север Италии) • 1507 — изучение строения человеческого глаза • 1512— «Автопортрет», переезд в Рим под покровительство папы Льва X • 1513—1516— жизнь в Бельведере • 1514—1516— работа над картиной «Иоанн Креститель» • 1516 — переезд во Францию в качестве придворного художника, инженера, архитектора и механика • 1519 — смерть Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Однако сам Да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или учёным. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно повреждён. Однако его вклад в мировую художественную культуру является исключительно важным. Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития. Предшествующие Леонардо художники Ренессанса решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Это было движения в сторону реализма и многое уже было достигнуто в изучении перспективы, анатомии, большей свободы в композиционных решениях. Но в плане живописности, работы с краской, художники были ещё достаточно условны и скованы. Линия на картине четко очерчивала предмет, и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы её видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато — дымки между зрителем и изображенным предметом, которое смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень Требуя от художника углубленного изучения изображаемых предметов, Леонардо да Винчи заносил все свои наблюдения в записную книжку, которую постоянно носил при себе. Итогом стал своеобразный интимный дневник, подобного которому нет во всей мировой литературе. Рисунки, чертежи и эскизы сопровождаются здесь краткими заметками по вопросам перспективы, архитектуры, музыки, естествознания, военно-инженерного дела и т. п.; всё это пересыпано разнообразными изречениями, философскими рассуждениями, аллегориями, анекдотами, баснями. В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для обширнейшей энциклопедии. Однако он не стремился к публикации своих мыслей и даже прибегал к тайнописи, полная расшифровка его записей не выполнена до сих пор.Признавая единственным критерием истины — опыт, противопоставляя метод наблюдения и индукции отвлечённому умозрению, Леонардо да Винчи не только на словах, а на деле наносит смертельный удар средневековой схоластике с её пристрастием к абстрактным логическим формулам и дедукции. Для Леонардо да Винчи хорошо говорить — значит правильно думать, то есть мыслить независимо, как древние, не признававшие никаких авторитетов. Так Леонардо да Винчи приходит к отрицанию не только схоластики, этого отзвука феодально-средневековой культуры, но и гуманизма, продукта ещё неокрепшей буржуазной мысли, застывшей в суеверном преклонении перед авторитетом древних

Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина