Авторизация
Глоссарий Ссылки


Дюрер / Германия



Биография

Дюрер Альбрехт (1471 —1528, Нюрнберг) — немецкий живописец и график, один из величайших мастеров западноевропейского искусства Ренессанса Дюрер родился в семье ювелира, приехавшего в из Венгрии. Его отец переделал свою венгерскую фамилию Айтоши (дверь) на немецкий лад. Именно отец обнаружил у альбрехта талант художника. В возрасте 15 лет Альбрехт отправился учиться в мастерскую ведущего нюрнбергского художника того времени Михаэля Вольгемута. Там Дюрер освоил не только живопись, но и гравирование. Дюрер был первым немецким художником, работавшим одновременно в обоих видах гравюры — на дереве и на меди. Необычайной выразительности он достиг в гравюре на дереве, реформировав традиционную манеру работы и использовав приёмы работы, сложившиеся в гравюре на металле. В конце 90-х гг. Дюрер создал ряд превосходных ксилографий, в том числе один из своих шедевров — серию гравюр на дереве «Апокалипсис» (1498), являющихся удачным сочетанием позднеготического художественного языка и стилистики итальянского Возрождения Учёба в 1490 завершилась традиционным путешествием — за четыре года молодой человек объездил Германии, Швейцарии и Нидерландах, продолжая совершенствоваться в изобразительном искусстве и обработке материалов. В 1494 Дюрер вернулся в Нюрнберг, женился, но что не отучило его от желания путешествовать. Сразу после женитьбы - путешествие в Италию. Возвратившись в родной город, в течение десяти лет создаёт значительную часть своих гравюр, ставших сейчас знаменитыми. В последние годы жизни Альбрехт Дюрер уделяет много внимания усовершенствованию оборонительных укреплений, что было вызвано развитием огнестрельного оружия. В своем труде "Руководство к укреплению городов, замков и теснин", выпущенном в 1527 году, Дюрер описывает, в частности, принципиально новый тип укреплений, который он назвал бастея. Дюрером создан величавый и мужественный, подлинно гуманистический образ человека сложной эпохи. Особенно ярко это проявилось в его «Автопортрете» (1500). Изобразив себя в строго фронтальной позе, Дюрер использовал композиционную схему, которую средневековые художники применяли для образа Христа. Для него это имело особый смысл: человек, по мысли автора, должен напоминать Спасителя не только внешним обликом, но и в переносном, высшем смысле — готовностью брать на себя и нести «крест», возлагаемый на него в земной жизни. Не горделивая спесь, но глубоко религиозное сознание проступает в этом «уравнивании» себя с Христом: свой несравненный художнический дар Дюрер (почти достигший порога тридцатилетия) воспринимает как милость Бога и свою ответную обязанность перед Творцом, наделившим его высочайшей способностью «творить мир» заново — кистью и резцом. Художник связл старую систему пропорций с новым ренессансным учением о пропорциях человеческого тела. Подобно Леонардо, он воплотил в себе характерный для Ренессанса тип художника-учёного, соединив рациональное, научное познание реального мира с его глубоким философским осмыслением и преображающей, динамичной, страстной фантазией художника. Дюрер создал три графических листа, вошедших в историю искусства под названием «Мастерские гравюры»: «Рыцарь, смерть и дьявол», «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Шедевром резцовой гравюры на металле в исполнении Дюрера считается гравюра «Адам и Ева» (1504). Скончался Альбрехт Дюрер 6 апреля 1528 года у себя на родине в Нюрнберге. В честь Дюрера назван кратер на Меркурии.

Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина