Авторизация

Каталог картин

Гойя


Глоссарий Ссылки


Гойя / Испания



Биография

Гойя-и-Лусьентес Франсиско Хосе де (1746, близ Сарагосы —1828, Бордо) — испанский художник, гравёр Его отец был не чужд искусству, поскольку был мастером - позолотчиком, мать - дочерью обедневшего дворянина. В 1766 году Гойя, попав в Мадрид, знакомится с работами придворных художников, совершенствует своё мастерство и даже участвует в конкурсах мадридской Академии художеств, надеясь быть принятым в Королевскую Академию изящных искусств Сан Фернандо. Его картина была отвергнута, и он отправился в Италию, где сжадностью впитывает основы итальянской художественной техники. В 1771, получив вторую премию пармской Академии художеств за картину на тему из античной истории, возвращается в Сарагосу, где работает над фресками в традициях позднего итальянского барокко. Около 1773 Гойя вновь в Мадриде, арботает в мастерской своего друга Франсиско Байеу - официального придворного художника короля Карла IV и королевы Марии Луизы. Франсиско познакомил Гойю со своей сестрой Хосефой, вскоре ставшей сеньорой Гойа. Но как только Гойе стали доступны встречи с придворными аристократками, Хосефа была тут же им практически забыта. В 1780 Гойя был принят при дворе и написал портрет короля, картину в академическом стиле «Распятие» и стал членом Королевской Академии (с 1785 вице-директор, а с1795 — директор её живописного отделения), а в 1786 был назначен придворным живописцем. В 1792-93 гг. художник переносит тяжелую болезнь, в результате которой теряет слух. Во время выздоровления в 1792 Гойя начал работать над серией офортов Капричос(закончена к 1799) — сатирой на официальную религию и политику. В 1808 Испания была оккупирована Наполеоном. Гойя стал свидетелем восстания против наполеоновских войск в Мадриде и последовавших репрессий. После того как Испания была освобождена, он запечатлел эти события в двух знаменитых полотнах: «Восстание на Пуэрта дель Соль 2 мая 1808 года» и «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года» (обе ок. 1814, Мадрид, Прадо). В 1824 году Гойя вместе с новой женой Леокадией и дочерью Росаритой выехал во Францию, где провёл свои последние четыре года жизни. В изгнании он пишет портреты своих друзей-эмигрантов, осваивает новую тогда технику литографии и делает серию, посвящённую бою быков: «Бордоские быки» и картину «Молочница из Бордо». К этому времени влияние Гойи на художественную культуру начинает приобретать общеевропейское значение.

Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина