Авторизация
Глоссарий Ссылки


Верещагин / Россия



Биография

Верещагин Василий Васильевич (1842—1904) Российский живописец – реалист, прославившийся как баталист и литератор. Был широко признан не только в России, но в первую очередь за ее пределами, его слава дошла даже до США. Несмотря на успешную военную карьеру, был откровенным пацифистом, что,зачастую, служило причиной его конфликта с властью. Родился в Череповце, Россия, довольно состоятельной семье землевладельца. Как сын дворянина, обязан был следовать по военной или дипломатической стезе, поэтому в возрасте восьми лет был зачислен в Александровский кадетский корпус - одно из самых престижных образовательных учреждений Санкт-Петербурга. Закончив с отличием, поступил в Военно-морское училище, блестяще закончил его в 1860. Но в молодом человеке рано проявилась страсть к искусству, к чему весьма неприязненно относились его родители и учителя. Вечерние занятия в санкт-петербургской Академии Искусств он начал уже посещать еще в 1858 , а в 1860 записался полным студентом. Академическое образование базировалось тогда на принципах классицизма, что совершенно Верещагина не устраивало.. Несмотря на получение поощрительной серебряной медали, он заявил, что он не будет больше малевать такую ерунду, и покинул Академию. В тот же самый год (1864) он поступил в парижскую академию изящных искусств, но и там обнаружил засилье классических стандартов и практики копирования со старинных вещей и шедевров прошлого. В поисках новизны Верещагин отправился на Кавказ, где он создал ряд набросков, посвященных жизни местных народов. В 1867, он добровольно вернулся на службу в российскую армию в Туркестане (область, охватывающая части современного Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана), и участвовал в военных действиях против эмира Бухары. За храбрости, проявленную при защите Самарканда был награжден самым высоким военным орденом России: Св. Георгия. Его ‘Туркестанская выставка’ – серия картин, обобщивших впечатления времен время войны, принесла ему значительную известность и признание в российском высшем сословии. Более всего поразили публику картины «Радость» и «Демонстрация трофеев», на которых мусульмане размахивают отрубленными головами российских солдат. Но армейское командование отнюдь не пришло в восторг и обвинило Верещагин в "нехватке патриотизма." Живописец стремился изобразить факты кампании настолько искренне насколько возможно, показывая российские поражения и часто трагическую судьбу российских солдат . В результате он был вынужден уничтожить некоторые из работ и оставить Россию на два года. Сцены азиатского варварства и смерти произвели большое впечатление на художника. Философские размышления о катастрофических последствиях всей войны отражены на его картине «Апофеоз войны» (1871): пирамида черепов среди сожженной пустыни, руины города на заднем плане – образы невероятной силы, однозначное осуждение войны. На холсте живописец написал свое посвящение "всем завоевателям, которые были, кто, и кто будет":. В 1877-78, Верещагин принял участие в русско-турецкой войне на Балканском полуострове. Искренний пацифист, он все же чувствовал, что его обязанность - зарегистрировать ее ужасы во всех ее деталях. Профессия военного корреспондента еще не была официально признана, но художник обошел это препятствие, добровольно вызвавшись для действительной военной службы. Причем Верещагин никогда не уклонялся от своих обязанностей и был всегда в гуще драки, был несколько раз ранен. Верещагин не смирялся со смертью, часто бессмысленной, простых солдат, будь они русские или турки. Поэтому он изобразил и тех и других, не позволяя патриотизму понизиться до простонародного национализма. В отличие от современных ему баталистов, изображавших войну как своего рода парад, картины Верещагина показали ее ужас, солдата как самый важный элемент в войне и главную жертву ее. Балканские картины Верещагина образно продемонстрировали некомпетентность и безрассудства российского командования, что снова привело к серьезному конфликту с правительством. Александр II заявил, что художник ‘или грязная накипь, или сумасшедший’. Живописец должен был уехать из России еще раз. У него были успешные выставки вне России, но и в Европе и в США, военные власти запретили солдатам и студентам военных школ их посещать. Во время его двух поездок в Индию (в 1872-74, 1882-83) он создал свой знаменитую индийскую серию из умело сделанных эскизов архитектурных памятников, весьма точных психологических портретов и жанровых сценок. Не удержался Верещагин и от критики британских методов подавления сопротивления. Поездка по Сирии и Палестине в 1884 завершилась радом великолепных работ на библейские темы, трактуемые скорее вопреки общепринятому. В результате картины были подвергнуты цензуре в католических странах и запрещеын в России. На выставке в Вене религиозный фанатик расплескал кислоту и разрушил две картины. Только в начале 1890-ых, Верещагину наконец позволили возвратиться на родину. Живописец обосновался в Москве, где он написал несколько картин, посвященных неудачной российской кампании Наполеона - войне 1812. Эти работы намного более романтизированы и патриотичны, чем его более ранние картины. В 1901-1903,Верещигин вновь путешествует: Филиппины, США, Куба, и Японию. Его работа над его рядом Японии была прервана вспыхнувшей Русско-японской войной. Приверженец мира, Верещагин умер смертью солдата. Он погиб на борту российского флагмана Петропавловск, 13 апреля 1904, когда судно наткнулось на мину и затонуло.

Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина