Глоссарий Ссылки



Сказане о Петре и Февронии. Деталь
Вернуться

Техника иконописи На деревянную основу с выбранным углублением — «ковчегом» (или без него) наклеивается ткань — «паволока». Далее наносится меловой или алебастровый грунт — «левкас». После шлифовки поверхности грунта на него переводится рисунок будущей иконы. Следующим этапом является позолота площадей нимбов и фона. Первый этап непосредственно живописной работы — «роскрышь» — прокладка основных тонов. Краски (яичная темпера на натуральных пигментах) в первую очередь накладываются на фоны, затем покрываются элементы пейзажа, растительность («тра́вы»), строения («пала́ты») и пр., а также одежды персонажей — всё, что составляет так называемое «доли́чное» на иконе. После этого тёмным тоном («санкирем») заполняются контуры ликов и другие обнажённые участки тела — «лично́е». Далее следует повторная обводка контуров рисунка. Следующий этап — «пробелка» доличного и «охрение» личного — постепенное высветление выпуклых частей изображения . Процесс работы над ликом завершает наложение «оживок» — светлых точек, пятен и черт в наиболее напряжённых участках изображения. На заключительной стадии следует роспись одежд, волос и прочих необходимых деталей изображения творёным золотом, либо производится золочение на ассист. Важный и обязательный этап живописи — выполнение подписи, однозначно связывающей изображение с первообразом. По завершении всех работ икона покрывается защитным слоем — натуральной олифой.


Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина