Глоссарий Ссылки



Мадонна
Вернуться

Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Энциклопедический словарь А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я МАДОННА Мадонна Мадонна (Madonna) - сокращение итальянских слов: mia donna, т. e."моя госпожа".С давнего времени употребляется в Италии преимущественнокак наименование Богоматери при упоминаниях о ней и в молитвенныхобращениях к ее помощи, а также служит для обозначения ее икон иизваяний. В этом втором, художественном значении, слово М. перешло изитальянского языка и в другие западноевропейсие языки. Самые древниеизображения Пресвятой Девы, относящиеся ко II и III вв., мы находим встенной живописи римских первохристианских катакомб, котораяпредставляет ее то в виде оранты (молельщицы) - женщины с покрывалом наголове, с распростертыми и воздетыми вверх руками, иногда сМладенцем-Спасителем на лоне (напр. в одной из фресок катакомбы св.Агнесы), то в виде молодой матери, сидящей и держащей на своих коленяхмладенца (напр. в катакомбе св. Присциллы). Несколько позже являются вкатакомбных живописи и рельефах изображения М. с Младенцем на руках,принимающей поклонение волхвов (напр. во фресках катакомб св. Каллиста,конца II или начала III в.; св. Домициллы, III в.; и св. Марцеллина иПетра, III в.). В V в. изображения Богородицы размножаются и переходятиз подземных кладбищ в базилики, причем исполняются не только кистью, нои мозаичною работою (напр. "Матерь Божия", "Благовещение" и "Поклонениеволхов" на триумфальной арке црк. Санта-МариаМаджоре, в Риме).Распространение и усиление культа Приснодевы были причиною появления, вследовавшие затем столетия, множества ее икон не только в храмах, но и вдомах благочестивых людей; но так как в это время искусство в Италии иостальной Зап. Европе находилось в упадке, и художественная деятельностьпроцветала еще только в вост. империи, то образа М. писались повсюдулибо греческими мастерами, либо их итальянскими учениками, вследствиечего имели вполне Византийский характер и суровый,иератически-неизменный тип. Первым живописцем, осмелившимся отступить отэтого типа, был Чимабуе, который, своею знаменитою М., написанною около1270 г. для флоренийской црк. С. Mapиa-Новелла, указал последующимитальянским живописцам путь к достижению в изображениях Богоматерибольшей жизненности и изящества. После него, по мере пробуждениявнимания к природе и к памятникам классич. древности, эти изображениявсе более и более освобождаются от византийского влияния и, сделавшисьодною из любимейших задач художественного творчества, получают всебольшее и большее разнообразие, все сильнее и сильнее отражают в себеиндивидуальность своих исполнителей и, наконец, в цветущую поруВозрождения, достигают высокого совершенства: Богоматерь является в нихидеалом женской красоты и грации, девственной чистоты, смирения,молитвенного умиления, родительской нежности, - то скромною матерью,всецело погруженною в заботы о своем малютке-Сыне, то юною девою,объятою священным экстазом, то величественною


Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина