ЗАПАДНАЯ СТЕНА́ (הַכֹּתֶל הַמַעֲרָבִי, Ха-Котел ха-ма‘арави; в европейской традиции Стена плача), часть (длиной 485 м) уцелевшей после разрушения Второго храма (70 г. н. э.) подпорной стены вокруг Храмовой горы в Иерусалиме. с 5 в. возникает обычай молиться у Стены плача, которая постепенно превращается в символ связи еврейского народа с его исторической родиной, в место, где евреи оплакивают разрушение Храма и молят Бога о восстановлении Израиля в его стране После опубликования 2 ноября 1917 г. Бальфура Декларации, признавшей за евреями право на восстановление национального очага в Палестине, Западная стена превратилась в одно из средоточий нарастающей напряженности. Арабы, и ранее чинившие всяческие препятствия проведению евреями молитв у Стены плача, а иногда и нападавшие на молящихся, выступили с заявлением, что Западная стена, будучи интегральной частью расположенной на Храмовой горе мечети ал-Акса, представляет собой мусульманскую святыню. В 1920-х гг. арабское духовенство пустило в обращение легенду (не имеющую основания в мусульманской религиозной традиции), будто пророк Мухаммад, прибыв в Иерусалим на своем легендарном коне ал-Бураке, привязал его у Западной стены и тем самым освятил ее. Одним из самых ярых поборников непререкаемости прав мусульман на Западную стену был Хадж Амин ал-Хусейни, ставший к концу 1920-х гг. муфтием Иерусалима и возглавивший антиеврейское движение в Эрец-Исраэль. Участились нападения на евреев, молившихся у Западной стены или направлявшихся к ней через арабские кварталы; в Иом-Киппур 1928 г. арабы разрушили перегородку, разделявшую молящихся у Западной стены мужчин и женщин. После Шестидневной войны (7 июня 1967 г.) отряд израильских парашютистов вышел к Западной стене, и звук шофара в руках Ш. Горена, бывшего тогда главным военным раввином, возвестил о ее освобождении. Почти сразу же началось массовое стечение к Западной стене евреев со всех концов Израиля и из-за рубежа. Подступавшие вплотную к Западной стене дома арабского квартала Муграби были вскоре снесены и территория перед ней была превращена из узкого тупика 28 × 3,6 м в просторную площадь, значительная часть которой отведена для молитвы