Идет загрузка...

Каталог книг


Глоссарий Ссылки


Гарбар Давид . «Если я с тобой...», или Пророчица Девора


Краткое Отступление вместо Предисловия
********************************************************Существуют разные версии происхождения Танаха (Ветхого Завета): разные мнения о времени, месте и даже об авторах, создавших ту или иную часть нашей великой Книги.
Одно несомненно, – писали ли Его (Танах) или только записывали, – но делали это мужчины.
Вы спросите: откуда такой вывод? Отвечу: посмотрите, как показана в Нём женщина...
Нет, не то, чтобы о них, о женщинах, там говорилось мало или плохо. Отнюдь.
И даже наоборот, – о многих говорится достаточно подробно и хорошо.
Но о ком бы из них ни говорилось и как бы это ни делалось, почти все они (женщины) фигурируют в качестве матерей, сестёр, дочерей, жён, подруг, возлюбленных, наложниц,..
Вообще, тема женщины в Танахе – особая тема. И хотя об этом написано уже немало книг, но тема эта, на мой взгляд, ещё не раскрыта, или раскрыта не полностью. Впрочем, может я неправ, и по этому поводу существуют и другие мнения. Возможно. И даже вероятно.
И всё же, среди всех женщин Танаха есть одна, которая выделяется особо. Это пророчица Девора (Дебора, Двора) – четвёртый судья-шофет еврейского народа, судья Периода Судей.
**********************************************

Период Судей (1200 – 1025 г. г. до н. э.).
****************************************************************Период Судей. Это было особое время в истории еврейского народа. Особое и очень опасное.
Иешуа бин Нун (Иисус Навин), как ему завещал его учитель Моисей, ввёл евреев в Землю Ханаанскую. Они вошли и расселились. Но расселение это не всегда, а вернее, почти всегда не было мирным. А для «поселенцев» ещё и очень опасным. Ибо, войдя в Землю Обетованную и вскоре потеряв в лице ушедшего к праотцам Иешуа бин Нуна, общепризнанного лидера, они распались на отдельные колена, роды,.. И, конечно, им было трудно противостоять в столкновениях местным жителям – хананеянам (ведь земля эта уже не была ни «безвидной», ни «пустой», – её населяли люди, и весьма продвинутые для того времени люди, со своими вождями, со своими интересами). В особо трагические моменты этого непростого времени некоторые колена предпринимали попытки объединения, создавали нечто, наподобие существовавших и у других народов, населяющих регион, например, у греков, филистимлян, – союзы-амфиктионы, в которые входило несколько колен. В таком виде бороться было легче.
Во главе таких союзов вставал, как правило, кто-то из выдающихся людей, людей известных. Это могли быть выходцы из самых разных колен и разных социальных слоёв: аристократы или простолюдины, священнослужители, но чаще всего – воины, прославившиеся в боях своими подвигами или полководческими способностями. Но были случаи и совершенно исключительные. И Девора – именно такой случай.
Всего Танах говорит о 12 (по другим данным о 15) судьях этого периода (он длился 175 лет).
Среди них (судей) принято выделять шесть так называемых «высших судей»: Гафониила (Офниила, Отниэля), Аода (Иуду, Иехуду, Эгуду), Девору (Дебору, Двору), Гидеона (Гедеона)-Иеровоала, Иеффая (Иефту, Иеффу) и Самсона. Сегодня речь пойдёт о пророчице Деворе.

************************************************************* Пророчица Девора (Дебора, Двора)
******************************************************************
Девора была четвёртым (по другим данным, третьим ) судьёй Периода Судей.
Как и обо всех остальных судьях, мы знаем о ней самой огорчительно мало.
Вот что сообщает Библия : «В то время была судьёю Израиля Девора пророчица, жена Лапидофова. Она жила под пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой; и приходили к ней сыны Израилевы на суд» (Судьи - Шофтим, 4:4-5).
Трудное ей досталось время: Изреэльской долиной, в которой поселилось её племя , правил ханаанский царь Явин (Иавин). И когда притеснения этого царя достигли предела и евреям стало грозить физическое уничтожение, Девора обратилась к известному среди евреев воину Вараку (Бараку) «сыну Авиноамову, из Кедеса Неффалимова» с предложением собрать войско колен Израилевых и вступить в бой с военачальником Явина Сисарой, «который жил в Харошеф-Гоиме». Причём, Девора указала Вараку место встречи с Сисарой – этим местом должна была стать гора Тавор (Фавор), на берегу потока Киссон.
Надо сказать, что Варак не сразу согласился взяться за это дело: ему были известны и силы Сисары с его «девятьюстами железными колесницами», и его возможности. Да и свои силы он не переоценивал: не все колена готовы были прислать свои войска для участия в общей битве.
Но Девора настояла. И сама обратилась к вождям колен. В конце концов Деворе и Вараку удалось собрать «десять тысяч человек из сынов Неффалимовых и сынов Завулоновых» (Судьи –Шефтим, 4: 6). Но Варак колебался: «Если ты пойдёшь со мною, пойду; а если не пойдёшь со мною, не пойду». Конечно, она пошла. Но женщина остаётся женщиной – «Она сказала ему: пойти пойду с тобою; только не тебе уже будет слава на сём пути, в который ты идёшь; но в руки женщины передаст Господь Сисару» (Судьи – Шофтим, 4:8-9). Разгром Сисары, как и предсказывала Девора, был полным: «... Господь привёл в замешательство Сисару и все колесницы его и всё ополчение его от меча Варакова...» (Судьи-Шофтим,4:15-). Сам же Сисара бежал с поля битвы и был убит колом от палатки другой героиней – Иаилью, женой Хевера Кенеянина.
Здесь можно было бы поставить точку, предварительно отметив два факта, на которые немногие обращают внимание: первое – что Иаиль, женщина, расправившаяся с Сисарой, была хананеянкой («женой Хевера Кенеянина»); и второе – что один из самых знаменитых и уважаемых в еврейской истории раввинов – рабби Акива был прямым потомком Сисары...
Вот и говори потом о «жестковыйности» евреев. Здесь Библия –Танах даёт нам ярчайший пример толерантности. Как пишет рабби Йосеф Телушкин, «И то, что потомок злостного врага евреев стал их величайшим вождём (повторяю – речь идёт о рабби Акиве, Д. Г.), свидетельствует о бесповоротной победе евреев над их древними соперниками» (р. Йосеф Телушкин, «Еврейский мир», Москва – Иерусалим, 1995 – 5755, стр.52).
Казалось бы, тема нашего краткого эссе исчерпана. Но...
Но с ней, с пророчицей Деворой связано появление в Танахе первого в истории иудейско-христианской цивилизации художественного произведения – Песни Деворы – победного гимна, включённого в эту Великую Книгу. Это потом уже будет и Песнь песней, и Псалтирь, и многое другое. Это потом будут Данте и Петрарка, Шекспир и Блейк, Пушкин и Достоевский... Потом.
А первой была Песнь Деворы. И не где-нибудь, а в во второй части Танаха – Ветхого Завета, в Невиим – Пророках. И это тоже не только особая честь, но и особый знак.
******************************************
Вот теперь тему можно было бы считать окончательно исчерпанной. Однако...
Однако, послушаем, что «сказала» мне замечательная, может быть самая замечательная женщина Танаха, пророчица и шофет Израиля Девора. Послушаем:


« Вернуться к списку статей
Посмотреть комментарии » (0)
Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина