Идет загрузка...

Каталог книг


Глоссарий Ссылки


Гарбар Давид . Ирит (жена Лота)




Ирит (ирис-иска, нарцисс). Подозреваю, что если бы я не написал в скобках «жена Лота», немногие бы поняли, о ком мы сегодня поведём рассказ.
При запросе на имя «Ирит» поисковая система Googl откликается 26600 статьями, из которых к теме нашего сегодняшнего разговора отношение имеют лишь единицы. Если там же запросить словосочетание «Соляной столп», количество статей увеличивается до 138000, а вот на запрос «жена Лота» – мы получаем уже 45300000 справок.
Библейская энциклопедия вообще не содержит этого имени. Впрочем, это и понятно, ибо в Танахе это имя вовсе не упоминается.
Как пишет р. Элиягу Эссас, имя Ирит в качестве жены Лота упоминается «в Мидрашах: книгах Мидраш Танхума и Пиркей де-раби Элиэзер.
Тот же р. Э. Эссас пишет: «Лот был женат, а когда попал в Седом (ивр.), (по-русски Содом), где правила жизни запрещали оказывать кому-либо гостеприимство, его жена вскоре была казнена, т.к. из дома дяди Лота — нашего праотца Авраама она вынесла традицию, согласно которой гостеприимство считалось делом чрезвычайной важности. Она переоценила тот почет, который седомитяне оказали ее мужу. И упорно принимала у себя в доме гостей-чужестранцев. В результате чего ее отдали под суд… Затем Лот женился на дочери местного вельможи, по имени Ирит. У них родились дети. Когда дети выросли, произошло то, о чем Вы прочли в тексте Торы».
Но прежде, чем перейти к Торе, несколько слов о муже Ирит Лоте.
Мы уже касались его биографии, когда говорили о его сводной сестре Сарре (Саре, Иске). Но вот ещё немного:
Когда Лот вместе со своим дядей Авраамом пришли в Ханаан, то при «разделе» территорий Лот получил «в удел» земли в долине Сидим: «от Сигора, до Содома».
Я взял слова «в удел» в кавычки, ибо какой мог быть «удел» в этой богатой и густо заселённой долине, в которой располагался пентаполь (пятиградие), включавший пять городов: Ацма, Севаим, Сигор (Цоар), Содом (Седом, Сдом) и Гоморра (Амора). Надо сказать, что местоположение этих городов до сих пор является предметом дискуссии, но все исследователи сходятся во мнении о том, что долина была процветающей, а города – богатыми. Жители же этих городов поклонялись Молоху и отличались, мягко говоря, странными нравами и обычаями.
Пришедшего к ним Лота (а он к тому времени уже был женат и имел двух дочерей от этого брака) поначалу приняли хорошо. Но нежелание его жены подчиняться местным законам закончилось для неё трагически: её судили и казнили. Лот остался вдовцом с двумя дочерьми на руках. И тут мы, наконец, «подбираемся» к Ирит.
Ирит, как уже упоминалось, была дочерью вельможи в городе Содом, по другим сведениям, в городе Гоморре.
Она тоже родила Лоту двух дочерей. И жизнь, как бы, начала налаживаться. Лот разбогател, стал уважаемым человеком. И всё было бы хорошо, Но…
Вот, что мы читаем «в тексте Торы»: «И явился ему (Аврааму) Господь у дубравы Мамре, когда сидел он при входе в шатёр…(Бытие/Брейшит, 18: 1). И далее: «И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжёл он весьма; Сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю» (Бытие/Брейшит, 18: 20-21). И Бог посылает в Содом двух ангелов. А Авраам начинает «дискуссию» с Богом – дискуссию, в результате которой Бог соглашается помиловать грешные города в случае, если там окажется хотя бы десять праведников. Но… и десяти праведников не находится в этой грешной земле. Более того, жители Содома потребовали от Лота выдать им даже тех двух гостей (Ангелов), которые накануне пришли в город, выдать с тем, чтобы они (жители) могли «познать» их. Терпение Бога исчерпано. И Он решает уничтожить грешные города, уничтожить их вместе со всем населением. Только праведному Лоту и его семье предоставлена возможность покинуть обречённое место. Об этом Лоту сообщают всё те же гости- Ангелы. «И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям показалось, что он шутит» (Бытие/Брейшит, 19:14), и они отказались следовать Лоту. И тогда «Ангелы…, по милости к нему Господней, взяли за руки его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его, и поставили его вне города. Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть». (Бытие/Брейшит, 19: 15 – 17).
Но «Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом» (Бытие/ Брейшит, 19: 26).

Существует множество трактовок того, почему и зачем «оглянулась» жена Лота Ирит.
Уже упомянутый рав Элиягу Эссас, рассматривает в ответе на этот вопрос несколько «слоёв»: тут и то, что «жена Лота оглянулась, потому что не могла поверить в полное разрушение того места (города), где прошло ее счастливое детство, где она вышла замуж и прожила долгие годы в браке. И, конечно же, она не могла поверить в то, что запрет «не оглядывайтесь!» — столь серьезен. Ей казалось, если она на мгновение бросит взгляд на оставленный город — ведь это сущая «мелочь»! — ничего плохого не произойдет». И то, что «от седомитянского мировоззрения такой женщине, как Ирит, обладающей высоким потенциалом духовности, следовало отделиться. Полностью и окончательно — «без оглядки». И то, что «она не проявила готовности пуститься вплавь по жизни без философии Седома. Иначе говоря, сохраняя некую связь с мировоззрением Седома, она как бы лишила себя возможности реализовать свою способность: желать и приближать истинное Единение». И, то, что «если слово «мелах» прочесть в обратном порядке (справа налево), получится слово «халом» («сон»). Жена Лота хотела воссоздать в своей жизни приятный сон, соединив привычный уклад жизни в г. Седоме с тем Единением, которое мог предложить ей Лот, думающий о Высших мирах. Но это в принципе — невозможно. Она обернулась… И тем самым как бы предпочла «обратный порядок» — ее халом обратился в мелах (соль на иврите). Ирит превратилась в столб, в дорожный указатель. Напоминание нам...».
И, наконец: «Дочери Лота унаследовали от Ирит ее потенциал. В результате у старшей родился сын Моав, который стал родоначальником моавитян. В среде моавитян, примерно поколений через двенадцать, появилась Рут. Ее внук Ишай родил Давида — основателя процесса реализации Воли Творца. Вплоть до его, процесса, завершения — этапа Прихода Машиаха... ».
Можно ещё и ещё приводить мнения и трактовки этого события, в том числе и «научные». Но вот, что «рассказала» мне сама Ирит – жена «праведника Лота»:

« Вернуться к списку статей
Посмотреть комментарии » (0)
Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина