Идет загрузка...

Каталог книг


Глоссарий Ссылки


Гарбар Давид . Агарь



Агарь («бегство», ивр.‎, Хагар; араб., Хаджар) – один из наиболее странных персонажей Танаха. Египетская принцесса (есть и такая версия), в детстве добровольно вызвавшаяся пойти в услужение к жене чужестранца («иври») Аврама – Саре и отправившаяся вместе с ними в качестве рабыни из Египта в Ханаан.

История Агари изложена в двух эпизодах книги «Бытие»/Брейшит: 16: 1-16 и 21: 9-21.
Вот что написано в «Мифологической энциклопедии»: «в ветхозаветных преданиях египтянка, рабыня Сарры и наложница Авраама. Бездетная Сарра, поступая в соответствии с обычаем (известен из северомесопотамских документов середины 2-го тыс. до н. э.), сама предлагает, чтобы её муж «вошёл» к Агари, с намерением усыновить зачатое дитя (Быт. 16, 2). Однако ещё во время беременности Агари между ней и госпожой начинаются конфликты, и Агарь бежит (ср. этимологию её имени) в пустыню, где ангел Яхве велит ей вернуться, обещая, что у неё родится воинственный сын Измаил; это обещание сбывается (16 4—16). После рождения у Сарры и Авраама сына Исаака на патриархальном торжестве в день, когда его отняли от груди, старая рознь между госпожой и служанкой (осложнённая правовой коллизией между первородством Измаила и законнорожденностью Исаака) вспыхивает с новой силой (21, 9—10); Агарь на руках с Измаилом вынуждена уйти в изгнание, предвосхищая удел номадов. Однако бог хранит и утешает изгнанников: когда им в пустыне угрожает смерть от жажды, он указывает Агари на колодец и спасает от смерти Агарь с сыном (21, 15—19)».
Надо сказать, что коллизии, подобные приведенным, были известны ещё с глубокой древности. Так, в частности, «в юридической системе Месопотамии, родины Авраама, упоминаются ситуации, аналогичные описанным в библейском повествовании об Агари (как во многих других повествованиях, связанных с периодом патриархов). Так, кодекс Хаммурапи (§146) устанавливает, что при определенных обстоятельствах наложница, родившая от своего господина и потребовавшая равенства со своей госпожой, может быть наказана, но не продана» («Электронная Еврейская энциклопедия»).
Позднейшие легенды разукрасили этот простой сюжет, сделав из Агари дочь фараона, преувеличивая — в соответствии с позднейшими религиозными идеалами — то святость Агари, то, напротив, её неискренность в вере, изобретая колоритные новеллистические подробности её ссор с Саррой (талмудический комментарий к книге Бытия — «Берешит рабба» 45; 53) .
Исламские источники высоко чтут имя Агари, считая её прародительницей арабов и называя их измаильтянами (по имени сына Агари и Авраама Измаила) или агарянами (по имени его матери).
Могилу Агари до сих пор показывают интересующимся в священном городе мусульман Мекке.

Но оставим в покое источники и послушаем, что «рассказала» мне сама Агарь:

« Вернуться к списку статей
Посмотреть комментарии » (0)
Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина