Идет загрузка...

Каталог книг


Глоссарий Ссылки


Гарбар Давид . Сарра




Сарра, Сара, Сарай, Сарах...
Ну, об этой героине ТаНаХа мы, кажется, всё знаем. Всё? Или это только так кажется?
Действительно, о Сарре, жене патриарха Авраама и праматери еврейского народа, сказано много: и в Библии, и «вокруг» Библии.
В Библии, в книге Брейшит/Бытие: «Аврам и Нахор взяли себе жён; имя жены Аврамовой: Сара; имя жены Нахоровой: Милка, дочь Арана, отца Милки и отца Иски…» (Быт. 11: 29). Итак, Сара, дочь Арана, младшего брата Аврама. А откуда же Иска? И кто она такая? И сколько же было дочерей у Арана»? И почему среди них не упомянута Сара? Вопросы можно множить. Вернее, нужно множить.
И тут уж никак не обойтись без изучения биографии отца Милки и Иски Арана.
На помощь приходит Устная Тора и мудрецы.
Известно, что Аран был младшим и самым любимым из трёх сыновей Фарры (Терраха). И самым красивым. Известно также, что в молодости он пас стада своего отца. История гласит о том, что в красавца пастуха влюбилась халдейская принцесса Агиш. Причём, так влюбилась, что заставила не только выдать себя замуж за пришельца – простолюдина, но и настояла на том, чтобы его, Арана взяли ко двору, где он прожил со своей женой 20 лет, до самой её, Агиш, смерти. От этого брака осталось две дочери: Милка (Мельха) и Иска.
Через 20 лет Агиш умерла, а Аран попросился из дворца на волю и вместе с дочерьми переехал в дом своего отца. Через 5 лет после смерти Агиш, Аран купил себе на рынке Ура невольницу-рабыню – светловолосую Такху и стал жить с ней, как с женой.
Поскольку ни родственникам покойницы Агиш, ни родным самого Арана это не нравилось, Аран откочевал на юг, в пустыню. Там он постепенно разорился и умер при весьма неясных обстоятельствах Единственным, кто сохранял доброе отношение к Арану и его новой семье, был Аврам.
От второго брака с Такхой у Арана остались: сын Лот и две дочери – Рухома (на 3 года младше Лота) и Нахама (на 6 лет младше того же Лота). По просьбе Такхи Аврам, женившийся к тому времени на одной из дочерей Арана, забрал к себе оставшихся от младшего брата родичей. По дороге Нахама умерла, а Такха и Рухома исчезли из каравана. До дома Аврама добрался один только Лот, который обвинил в исчезновении своей матери и сестры всё того же Аврама, но после долгого времени смирился с судьбой и даже согласился сопровождать Аврама, когда тот принял решение покинуть Ур Халдейский.
Дальнейшую историю Лота можно рассмотреть в другом месте.
А теперь к Иске и Саре.
Оказывается, что, женившись на Иске, Аврам сменил её халдейское имя на ивритское Сара – госпожа, княгиня, владычица, что может быть понято, исходя из её происхождения – от представительницы халдейского царского дома.
Но вот представьте, каково было этой молодой женщине, выросшей и воспитанной при царском дворе, а затем в доме своего состоятельного дедушки Фарры, попасть в палатку странника, иври (человека «с той стороны») Аврама. Но это ещё не всё.
Бегство из родных мест, годы скитаний, невзгод. А если вспомнить ещё и весьма сомнительные шаги мужа Аврама, время от времени выдававшего красавицу жену за свою сестру, – вспомним, что это было и в Египте (Быт. 12: 13), и потом, в Гераре (Быт. 20: 12), – и если бы не вмешательство Бога, – случилось бы непоправимое, Если вспомнить это, то жизнь молодой женщины не покажется ни лёгкой, ни безоблачной.
Но все эти сложности и проблемы уступают перед главным: более двадцати пяти лет Сара оставалась бездетной. И уже нет никакой надежды обзавестись детьми. И уже сама Сара предлагает Авраму в качестве наложницы свою служанку – египтянку Агарь. И вот у Агари рождается сын Ишмаель! Что значит сын? Это наследник! А значит, его мать – рабыня-наложница Агарь становится главным человеком в доме! А Сара! Сара, прошедшая с Аврамом все пути, изведавшая столько горя, унижений, потерявшая мать, отца, родину, даже имя. Кто она? Каково это?
Но Бог обещает Саре ребёнка. Саре 90 лет. Авраму 99. И Сара встречает слова Бога смехом.
Но Бог не шутит. И у Сары с Аврамом рождается сын. Исаак – её «смех»! И Сара становится Саррой – «матерью множества», а Аврам – из «отца высокого» превращается в Авраама – «отца множества».
А Агарь с её сыном Ишмаэлем? И опять коллизия: кто станет наследником отца – старший – от наложницы, или младший – от законной жены? Жестокие времена. И жёсткие вопросы. И нелёгкие решения. И всё это на плечи слабой женщины…
Но так ли «слабы плечи этой женщины? Ведь Бог говорит Аврааму: «во всём, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса её» (Быт. 21: 12). И Авраам следует совету Бога. Но, увы, не всегда. Впрочем, и испытания, и горести ещё не кончились.
И чаша бытия ещё не испита до дна ни Саррой, ни Авраамом, – впереди главное испытание: Бог требует в жертву сына – теперь уже единственного сына – Исаака.
И Авраам ведёт сына на заклание!!
Правда, Бог не принимает жертвы, – Исаак остаётся жив, «акеда» снята.
Но сердце матери! Она уходит из шатра Авраама.
Опять Кирьят-Арба (Кириаф Арба – город Арбы, древнее название Хеврона).
И конец мучениям: сердце матери не выдерживает…
Сарре – праматери еврейского народа, матери множества 127 лет.
А далее: пещера Махпела (двойная пещера) на поле Ефроновом, что против Мамре, пещера, купленная Авраамом у хетийца Ефрона (Эфрона) сына Цохарова за 400 сиклей (шекелей) серебром (Быт. 23: 1-20) и ставшая усыпальницей праотцов еврейского народа. Так завершилась жизнь праматери Сарры – «матери множества».

А теперь послушайте, что «рассказала» мне сама Сарра – наша праматерь.

« Вернуться к списку статей
Посмотреть комментарии » (0)
Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина