Идет загрузка...

Каталог книг


Глоссарий Ссылки


Гарбар Давид . Л И Л И Т




Я тоже, как и он, – из глины я, из глины.

Лилит - одна из самых странных, таинственных и загадочных фигур Танаха.
Собственное имя Лилит в ТаНаХе встречается только один раз – в Книге пророка Исайи (Ис.34:15), и то даже не во всех вариантах перевода. Так, например, оно, это имя встречается в переводе Давида Иосифона (МОСАД АРАД КУК – ЙЕРУШАЛАИМ, т. 2. с. 271).
Но этого имени вовсе нет в синодальном переводе Библии: там (Ис. 34:14) оно заменено термином «ночное привидение».
Вот что пишет «Электронная еврейская энциклопедия»:
«ЛИЛИ́Т (לִילִית), центральная женская фигура еврейской демонологии; иногда — нарицательное обозначение демона женского рода (мн. число лилийот, лилин). Образ и имя Лилит заимствованы из вавилонской (возможно, и шумерской) мифологии, в которой лилу фигурирует как бес мужского пола, а лилиту и урдут лилита — как бесы женского пола, соблазняющие мужчин и вредящие роженицам и новорожденным. Еврейская народная этимология связывает имя Лилит со словом лайла –` ночь`...В Септуагинте (см. Библия. Издания и переводы) указанное слово Лилит в книге Исайя переводится как «бес», Вульгата переводит его как Lamia — род чудовища женского пола.
В Талмуде Лилит представлена как демон с женским лицом, длинными волосами и крыльями (Эр. 100б, Нид. 24б), мать Ахримана, верховного божества зла в иранской мифологии (ББ. 73 а), овладевающая человеком, ночующим в пустом доме (Шаб. 151б). Аггада связывает образ Лилит с легендой об Адаме, повествуя, что после грехопадения он расстался с Евой на 130 лет, в течение которых от его связи с духами (в числе которых была и Лилит, по имени Пизнай) рождались демоны и лилин (Эр. 18б; ср. Быт. Р. 20:11). Потомством этих духов полон весь мир.
В Алфавите Бен-Сиры (мидраш эпохи гаонов) Лилит отождествляется с так называемой Первой Евой, которая убежала от Адама и, настигнутая посланными в погоню ангелами, утверждала, что создана для того, чтобы губить новорожденных; она была вынуждена поклясться, что не будет вредить младенцам, у изголовья которых увидит изображения или имена задержавших ее ангелов. Согласно другому мидрашу, когда Лилит не находит младенцев, которых она может удушить, она истребляет своих собственных (Чис. Р. 16:15) .
В каббале Лилит также является душительницей новорожденных и соблазнительницей спящих мужчин, от которых рождает бесчисленное число демонов и предводительствует ими (Зохар, Предисловие 14б; Быт. 54б; Исх. 96 а, 267б; Лев. 19 а, 76б). В Зохаре и более поздней каббалистической литературе Лилит как душительница детей иногда заменяется На‘амой и именуется Блудницей, Нечестивой, Вероломной и Черной. В некоторых источниках она описывается как супруга Самаэля (см. Демонология) — Старшая, или Бабушка Лилит — царица нечистой силы (ситра ахара), которая в мире клиппот (буквально `скорлупы`) играет роль, подобную роли Шхины в мире добра и святости. Бесовское потомство Лилит именуется здесь «смешанным множеством» (эрев-рав), посредством которого она властвует над всем нечистым. В ипостаси Младшей Лилит она супруга Асмодея.
Отождествление Лилит с царицей Савской (см. Саба), впервые встречаемое в арамейском переводе (см. Таргум) книги Иов (1:15), получило в средние века широкое развитие в еврейском фольклоре. Иногда Лилит является людям в виде кошки, гусыни или другого животного. Ее планета — Сатурн; люди «черной желчи» (меланхолики) — ее потомки. Легенда о крайней жестокости Лилит, «погружающей матерей в смертный сон, сосущей кровь младенцев, высасывающей их костный мозг, пожирающей их тело», приводится в книге «Сод ха-Шем» («Тайна Господня», 1680) Давида бен Арье Лейба Лиды (умер в 1696 г.). Существовало поверье, что смех ребенка во сне — признак того, что с ним играет Лилит. Его следует щелкнуть по носу, чтобы прекратить наваждение. Во многих общинах (главным образом восточных) бытует и поныне возникший в средние века обычай охранять рожениц и новорожденных от Лилит посредством нательных амулетов или листков с текстом псалма 121 («...не спит и не дремлет Страж Израилев...»), заклинаниями вроде «Прочь, Лилит!» и именами ангелов (Саной, Сансаной и Самнаглоф), прикрепляемых над дверью в комнату роженицы и у изголовья ее постели.
Представление о Лилит как губительнице новорожденных и рожениц встречается также в христианской литературе византийской и более поздней эпохи. В арабской демонологии она известна под именами Карина или Таби‘а.».
А вот, что написано о Лилит в Интернете в «Энциклопедии знаков и символов»:


Имя Лилит восходит к именам трех шумерских демонов: Лилиту, Лилу и Ардат Лили. Первый - суккуб, второй - инкуб, что позволяет предположить изначально андрогинную природу Лилит. Легенда о Лилит, как первой жене Адама, появилась из одного темного места в I главе книги Бытия. «И создал Бог Человека по образу своему, по образу Бога. Он создал его, самцом и самкою. Он создал их». (Быт., 27). В переводах Септуагинты имя Лилит выпало, потому что, созданная Творцом равной Адаму, она не соответствовала концепции древнеиудейского брака, где бунт женщины был невозможен. Хотя для мужчины поводом для развода в суде мог явиться мотив, что ему понравилась другая женщина.
Лилит настаивала на своем равенстве с Адамом во всем, включая брачное ложе. Но Адам отказался делить с ней власть, и Лилит сбежала. Бог послал вслед за ней трех ангелов, Сеноя, Сенсиноя и Семангелофа - уговорить ее вернуться. Если же она откажется возвращаться к Адаму - Господь повелел превратить ее в море паров. Ангелы настигли ее на границе ночи, но Лилит отказалась вернуться, предпочтя быть паром, чем оказаться зависимой. И призраком она пребывает по сей день. Гнев Господень распространился и на все ее потомство, убывающее по Божьему велению каждый день на 100 детей. Желая отомстить потомству Адама и Евы, Лилит, которую еврейские легенды описывают как демона с женским лицом, длинными волосами и черными крыльями, препятствует земным женщинам разрешиться от бремени и совращает их мужей, проникая в их сны, а также наводит порчу на младенцев и изводит их. В некоторых версиях легенды считалось, что Лилит не только портит младенцев, но похищает их, пьет кровь и высасывает мозг.
Другая легенда утверждает, что Адам после изгнания из Эдема вступил с Лилит в связь, в результате которой мир наводнился демонами. В некотором смысле Лилит соответствует греческим Гекате (божеству ночных призраков) и Ламии (чудовищу, похищавшему детей). В христианстве Лилит предстает как суккуб; она овладевает мужчинами против их воли, чтобы родить от них детей. В контексте изложенного выше фигура Лилит связывается с неблагополучным и ущербным материнством: согласно одной из легенд, ее многочисленные отпрыски умирают в младенчестве; в другом предании она изображается матерью демонов.
Новый поворот тема Лилит получила у средневековых каббалистов. Они сделали ее супругой Самаэля или Сатаны, Господина Другой Стороны. В этом Зазеркалье, где Сатана играет роль Господа, Лилит становится отражением женского аспекта Бога, Шехины.
Жители Долины Содом, предположительно оставшиеся в живых дети Адама и Лилит, не поклонялись Яхве, они поклонялись Лилит, как Великой Матери, одаривающей их земным огнем.
Ее образ неоднократно обыгран в мировой литературе;
У Анатоля Франса дочь Лилит – привидение, бродящее среди развалин, с зелеными глазами и черными волосами. Того, кого она касалась волосами, ждало забвение.
У Федора Сологуба в сборнике «Пламенный круг» – это не мрачный образ, а кусочек лунного света. У Лиона Фейхтвангера в романе «Еврей Зюсс» появляются бесстыдные груди Лилит. У Гёте Фауст видит красавицу, он вопрошает, кто же это – первая жена Адама, – но бойся ее волос – кто прикоснулся к ним, тот уйдет навеки. Не забыт образ Лилит и ее злополучной свиты у Мережковского («Тутанхамон на Крите»). У Данте Габриэля Россетти, английского поэта и художника-прерафаэлита (1828-1882), Лилит была змеей и уговорила Еву отведать запретный плод и родить Каина, убийцу своего брата Авеля. Романтическую окраску Лилит получила в поэме А.Исаакяна «Лилит», где прекрасная, неземная, сделанная из огня Лилит противопоставляется «простой», обыденной Еве.
Однако наиболее впечатляющим образ Лилит получился у Г.Майринка в романе «Ангел Западного окна» в лице княгини Шотокалунгиной. Символические предания старины распространились и на астрологию, где существует фиктивная планета Лилит. Она изображается знаком овальной формы с поперечиной в середине. Другое ее имя (метафорическое название) – Черная Луна.
Обычно в символической традиции Лилит рассматривается как образ отвергнутой любовницы или прекрасной соблазнительницы.

Кроме уже упомянутых авторов, образ Лилит присутствует в творчестве Дж. Макдональда, Владимир Набокова, Лидия Обуховой, Марины Цветаевой и многих других авторов, посвятивших свои произведения этому образу. Например, совсем недавно я прочитал прелестное стихотворение израильтянки Людмилы Чеботарёвой, посвящённой Лилит. А ещё замечательная притча Марка Азова. А ещё целый музыкальный альбом Б. Гребенщикова.
А ещё…
Вообще, при всей «закрытости» этого образа, теме Лилит только в Интернете (в Googl) посвящено 315000 статей, в том числе большая и весьма информативная статья Руслана Хазарзара в одноименной библиотеке, статья В. Скуратовского в журнале «Вестник» и многие другие. Я уже не говорю о большом «развороте» в Википедии.

Прочитал, и самому захотелось разобраться в истории этого персонажа. Захотелось. Перечитал названных авторов. Конечно, вернулся к первоисточникам.
И вдруг «заговорила» сама Лилит. Вот её «монолог». Вот он:


« Вернуться к списку статей
Посмотреть комментарии » (0)
Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина