Идет загрузка...

Каталог книг


Глоссарий Ссылки


Гарбар Давид . Притчи пророка Ионы




В моём экземпляре Ветхий завет (Танах) составляет 641 страницу. И только полторы страницы в нём занимает «Книга пророка Ионы». Всего полторы страницы текста...
Почему, зачем, и главное, для чего включили ветхозаветные мудрецы в нашу великую Книгу коротенький рассказ о нескольких эпизодах из жизни этого пятого из 12 так называемых «малых» пророков древнего Израиля? И почему именно его? Ведь он едва ли не единственный из известных нам пророков, посмевший ослушаться Бога? И зачем помещать в Танахе рассказ о таком событии, как спасение Богом чужого и враждебного евреям народа – ассирийцев и их столицы – Ниневии, спасение народа, на совести которого судьба «десяти пропавших колен Израилевых». А главное, для чего помещён этот рассказ? И почему именно «Книгу пророка Ионы» читают евреи всего мира в синагогах в один из главных своих дней – в Иом-Кипур? Что должен вспоминать в этот День еврей, о чём он должен задумываться? О чём!???
Вот какие непростые вопросы вызывает эта полуторастраничная книга – «Книга пророка Ионы».
Но давайте по порядку. Мы знаем о пророке Ионе не очень много. Даже в сведениях о времени его жизни имеются расхождения. Так, например, «Иона, сын Амафиина, упомянут в Четвёртой книге Царств (14:25) как житель Израиля конца IХ в. до н. э. Однако Ниневия, о которой идёт речь в Книге пророка Ионы, стала большим городом и столицей Ассирии лишь на сто лет позже» (примечание 30 к Книге девятой «Иудейских древностей» И. Флавия). Известно, что он был сыном Амафии из Гафхефера, что в колене Завулона (располагалось в районе так называемой Изреэльской долины). Есть предание о том, что он был сыном той самой «вдовы Сарептской» и был чудесным образом воскрешён из мертвых самим пророком Илией.
Считается, что пророк Иона жил во времена правления в Израильском царстве сына Иоаса, Иеровоама II (786 – 746). «Этот царь так же презрительно относился к Предвечному и был человеком крайне беззаконным, почитал идолов и предавался различным совершенно неуместным иностранным привычкам, следствием чего были неисчислимые бедствия, которые он причинил народу израильскому» (И. Флавий «Иудейские древности», т.1, с.491).
Тем не менее, отношения с царем у Ионы складывались вполне благополучные: так, например, «предприняв поход против сирийцев, Иеровоам, сообразно предсказаниям Ионы, подчинил своей власти всю их страну» (И. Флавий «Иудейские древности», т.1, с.492).
Иное дело отношения с Богом: «Получив однажды от Господа Бога повеление отправиться в царство Нина и, придя в столицу последнего (Ниневию, Д. Г.), объявить там, что Нин лишится власти, пророк Иона испугался и не пошёл туда» (И. Флавий «Иудейские древности», т.1,с.492).
Действительно ли он испугался или не хотел предупреждать о грядущих опасностях ненавистных ему ассирийцев (есть и такая версия) – об этом сейчас можно только гадать. Но факт остается фактом: пророк ослушался (!!) и «бежал от Господа Бога в город Иопу (Иоппию, нынче Яффо, Д.Г.), где он нашёл судно, отплывавшее в киликийский город Тарс (Фарсис – финикийская колония в Испании, Д. Г.). Он сел на него и отплыл. Когда внезапно поднялась страшнейшая буря, грозившая потопить судно, матросы, кормчий и капитан стали молиться о миновании опасности, обещая (своим богам) благодарственные жертвоприношения; Иона же спрятался в трюме и не стал делать ничего такого, что делали все остальные. Тем временем, однако, буря всё усиливалась и становилась всё ужаснее от поднявшегося на море вихря; тогда корабельщики, предполагая, что кто-нибудь из пассажиров является виновником такой непогоды, стали кидать жребий, чтобы в точности узнать, кто причина их бедствий. И вот жребий пал на пророка. Когда они спросили его, откуда он и ради чего едет, то Иона отвечал, что он родом еврей и пророк Всевышнего. Вместе с тем, он посоветовал им бросить его в море, если они хотят избавиться от угрожающей им опасности, ибо это он виновник бури. Корабельщики сперва не решались на такой поступок, считая нечестивым бросить на явную гибель чужеземца, да ещё вдобавок доверившего им свою жизнь, Однако, в конце концов их принудили к тому их собственная крайняя опасность, постоянно усиливавшаяся, то, что корабль был уже близок к окончательной погибели, а также настоятельные требования как самого пророка, так и боязнь за собственную жизнь, и они бросили его в море, после чего буря тотчас прекратилась. Существует предание, что Иона был проглочен китом и затем после трёх дней и стольких же ночей, проведенных в ките, живым и здоровым изрыгнут у берегов Понта Эвксинского. Испросив после этого у Господа Бога прощение в содеянных прегрешениях, пророк отправился в Ниневию и, придя туда, стал на такое видное всем место, откуда все могли его услышать, и возгласил, что (ассирийцы) спустя короткое время лишатся своей власти над Азией. После этого предсказания он возвратился восвояси. Все эти подробности об Ионе я сообщил в таком виде, как я их нашёл записанными (в книгах Св. Писания)» (И. Флавий.«Иудейские древности»,т.1,с.492 – 493). Я сознательно переписал из И. Флавия практически весь раздел, посвящённый истории, приключившейся с пророком Ионой. И сделал это вот для чего. Во-первых, чтобы показать как просто и красиво излагает эту историю великий Историк. Во-вторых, чтобы отметить, как он выражает своё «недоверие» к истории с «китом» (между прочим, иудейские источники называют его «большой рыбой», – откуда взяться киту в Средиземном и Черном морях? Д. Г.). И, наконец, чтобы показать как «оговаривается» великий патриот и радетель за свой народ Иосиф Флавий, излагая эту историю.
Обратимся к библейскому варианту «Книги пророка Ионы»: «И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита. И сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил и Ты услышал голос мой. Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. И я сказал: отринут я от очей Твоих; однако я опять увижу святой храм Твой. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшёл; земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи, Боже мой, изведёшь душу мою из ада. Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святого Твоего. Чтущие суетных и ложных богов оставили Милосердного своего. А я гласом хвалы принесу Тебе жертву; что обещал, исполню: у Господа спасение! И сказал Господь киту, и он изверг Иону на сушу» («Книга Пророка Ионы», 2, 2 – 11). И ещё: «И было слово Господне к Ионе вторично: Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе» («Книга Пророка Ионы», 3, 1 – 2). Но и это еще не всё. Когда слова пророка о грядущем разрушении города и наказании его населения дошли до сознания жителей Ниневии и они вместе со своим царём «обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведёт на них, и не навёл» («Книга Пророка Ионы», 3, 10), то «Иона сильно огорчился этим и был раздражён» («Книга Пророка Ионы», 4, 1).
Но в ответ на претензии Ионы Бог сказал: «Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» («Книга Пророка Ионы», 4, 11).
«Чрево кита» – конечно, аллегория. Но в словах Библии, сказанных на этих полутора страницах, как мне кажется, заключены главные мысли, заповеданные нам предками:
Ибо нет никого выше Б-га.
И отказ следовать Его указаниям неминуемо наказуем.
И никогда не поздно, осознав свои ошибки, обратиться к Нему.
И, скорее всего, «обратившийся от злого пути своего» будет прощён, ибо Б-г милостив.
И это распространяется не только на евреев, но и на другие народы.
Может быть, именно поэтому и читают «Книгу пророка Ионы» евреи в Иом-Кипур...
А теперь послушайте, пожалуйста, то, что «рассказал» мне сам пророк Иона:

« Вернуться к списку статей
Посмотреть комментарии » (0)
Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина