Идет загрузка...

Каталог книг


Глоссарий Ссылки


Гарбар Давид . «Странная» «Книга пророка Осии»




Это одна из самых «странных» книг в разделе «Пророки» («Невиим»). И «странность» ее не в том, что она невелика по размеру: есть «книги» значительно короче. И не в том, что содержит много страшных предсказаний народу Израиля. Есть и пострашнее... Нет, странность ее в ином. Однако, начнем, как водится, по порядку.
Книга пророка Осии (Хосеа, Гошеа) стоит первой среди т. н. «малых пророков» в Библии (Танахе), хотя он жил в одно время с несколькими из них. Да и написал он эту «Книгу» позже некоторых (например, Амоса). Почему? Неизвестно. И о самом пророке известно тоже немного. Мы знаем, что он был «сыном Беерия». «Слово Господне было к нему во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей иудейских, и Иеровоама-2, царя израильского». Есть сведения, что «он родом из Веельмофа, города колена Иссахарова, скончался в мире и погребен в своей земле» («Библейская энциклопедия», М, «Олма-Пресс», 2001г, с.506). А еще известно, что он был современником таких пророков как Иоиль, Амос, Иона, Михей и Исайя (первый), а также, вероятно, еще десятков других, не удостоившихся чести попасть на страницы Библии, но бродивших по дорогам Израильского и Иудейского царств. Пророков, призванных облегчить «избранному народу» его тяжелое положение и возвестить ему Слово и Волю Бога...
О том, насколько это время было тяжелым и в чем требовалось от пророков это «облегчение», мы уже писали. Но предоставим слово специалистам. Майкл Грант:
«Осия (происхождение неизвестно) начал пророчествовать в северном царстве Израиль к концу царствования Иеровоама 2 (787–747; И.Флавий приводит цифры 786 –746,Д.Г.) и продолжал заниматься этим в течение примерно двадцати лет, которые пришлись на период нестабильности, депрессии и шатаний, непосредственно предшествовавший взятию Самарии ассирийцами... Эту книгу иногда называли самой непонятной из всех книг Ивритской Библии. И самое странное в ней – лейтмотив Осии, образы, относящиеся к приписываемому себе браку с блудницей Гомерью. Ее отвратительная аморальность описана во всех подробностях и деталях. Однако, это не просто мучительные личные воспоминания пророка, поскольку Гомерь воплощает Израиль, покинувший своего супруга Яхве ради прелюбодеяния с Баалом (Ваалом. Д. Г.) и другими божествами, почитаемыми наряду с последним. Из всех («письменных». Д. Г,) пророков Осия испытывает наиболее глубокое отвращение к ханаанейской религии. Люди, следующие ей, провозглашает он, ничем не лучше идолопоклонников... Продажа Гомерью своего тела ничем не отличается от мерзкой священной проституции в ханаанейских храмах. Вот какова вера, до которой «бормоча свои молитвы», достойным сожаления и осуждения образом опустился народ северного царства, отринув Бога, выведшего его из Египта. Для Осии Яхве и Баал – жесточайшие оппоненты, он с пеной у рта опровергает широко распространенное убеждение о том, что урожайность и детородная способность исходят от Баала. Именно в это, указывает он, ошибочно верит Гомерь, но она заблуждается. Все, на что щедра природа и земля, дает Яхве, а не Баал. ..».(М. Грант, «История древнего Израиля», М. «Терра – Книжный клуб». 1998, с.142– 143, далее только стр.). Вот куда, оказывается, уходят «корни» глубокой убежденности многих современных историков и политиков в том, что только верность иудейской вере спасла еврейский народ от полного исчезновения. Но продолжим цитирование: «...Осия сочетает присущую древнему Ближнему Востоку аллегорическую манеру изложения с четкой и ясной концепцией того, что означает божественность Яхве: означает отцовскую любовь и нежность, которую тот обнаруживает вновь и вновь. Потому, хотя его народ настолько испорчен и непокорен, что подлежит истреблению, Яхве не может и не сможет уничтожить его полностью и навсегда... И Осия провозглашает, что люди Израиля однажды станут хозяевами всей земли – «в третий день восставит нас» (Ос.6:2). Вот и еше одно пророчество из нашего далекого прошлого. Но и этим не ограничивается содержание «Книги пророка Осии». «Хотя сам Осия, возможно, происходил из священников – левитов.., он заявляет, что от священников, да и от пророков никакой помощи ждать не придется... Глуп прорицатель, безумен («мешугга») выдающий себя за вдохновенного... Новый старт, раскаяние, должен по необходимости основываться на чем–то таком, что придет не от священников или пророков, а из глубины сердца каждого отдельного члена общества, а именно, на «хесед» – горячей, стойкой и непоколебимой любви к Яхве, которая полностью изменит весь образ жизни каждого... Понятие «хесед» – непреходящий вклад Осии в иудаизм» (стр. 143–144). И не сюда ли восходит средневековый хасидизм. И хасидизм наших поздних предков. Вообще, читая «Книгу пророка Осии» (всего-то 14 главок!), начинаешь догадываться, что сюда восходят и многие понятия средневековых каббалистов, и многое, многое другое. Такая это «Книга»...
Только через «хесед» иудеям удастся восстановить свое положение избранного народа. Вновь, заручившись их повиновением, Яхве станет «росою для Израиля; он расцветет, как лилия…», люди же его «расцветут как виноградная лоза, славны будут, как вино Ливанское» (Ос. 14: 6,7)... Панацеей будущего Осия полагает воссоединение Израиля и Иудеи друг с другом, и их народов с Богом; воссоединение, о котором он предпочитает говорить привычным ему ярким образным языком о Гомери: «И будет в тот день, говорит Господь, ты будешь звать Меня: муж мой и не будешь более звать Меня: Ваали. И удалю имена Ваалов от уст ее, и не будут более вспоминаемы имена их» (Ос.2:16,17).
На этой оптимистической ноте давайте закончим наше краткое эссе о замечательном «малом» пророке Осии и его «странной» «Книге» и послушаем его самого:

« Вернуться к списку статей
Посмотреть комментарии » (0)
Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина