Идет загрузка...

Каталог книг


Глоссарий Ссылки


Гарбар Давид . Амос – пророк эсхатологии и надежды.




В одной из интернетовских перепечаток прошлого моя статья о пророке Иезекииле была названа «Иезекииль предвидел создание государства Израиль».
Основанием для такого названия редакции послужило известное видение пророка Иезекииля – «поле костей». Я не стал спорить: «каждый видит то, – что видит».
Но среди наших великих предков был один пророк, отнесенный в Танахе к разряду т.н. «малых пророков», который не фигурально, а прямо предсказал такое событие, как возрождение государства Израиль. Этим пророком был Амос.
Впрочем, давайте по порядку: пророк Амос стоит третьим в ряду так называемых двенадцати «малых пророков». Его пророчества занимают в моем варианте Библии всего несколько страниц. Но что это за пророчества!
Однако сначала о самом пророке, хотя мы знаем о нём очень немного. Знаем, что он происходил из рода Фекоя (Текоа); что проживал в холмистой местности Иудеи, где пас стада и занимался сбором плодов сикоморы (дерево семейства тутовых); что и не помышлял о пророческой деятельности, пока не «слышал в видении об Израиле во дни Озии, царя Иудейского, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского, за два года перед землетрясением» («Кн. пр. Амоса», 1:1) слова Б-га. Тогда он и отправился в северное царство, в Бейт Эль (Вефиль), чтобы передать народу Израиля эти «слова»...
Тревожное это было время. «За смертью Соломона (927г. до. н. э.) последовало разделение – распад страны на два царства: Израильское, включавшее территории десяти северных племен, и Иудейское, состоявшее из области обитания колена Иуды и небольшой страны племени Вениамина» (М. Грант. «История древнего Израиля», М. «Терра-Книжный клуб», 1998. стр.123). Но это был не просто распад. Если в Южном царстве на престоле сохранилась династия Давидидов и ощущалась некоторая стабильность, то Северное сотрясали династические битвы. Шаталась и вера. Многие цари склонны были принять религию соседей. Под угрозой находилась не только целостность государства, но и само существование еврейского народа (вот где истоки исчезновения «десяти колен Израилевых»). Именно в это время Б-г и призвал к служению своих пророков. И среди них Амоса.
И хотя он был простым пастухом, но в его пророчествах слышен не только пафос обличений, но и высокий дух поэзии. Настоящей. Безыскусной. Истинной поэзии. Однако начинается всё с обличений и пророчеств. Как пишет М. Грант, у Амоса «мы впервые сталкиваемся с пророчествами, направленными против соседних народов: поскольку те нарушают человеческие законы, Яхве уничтожит их, всех до одного. Но тревожность предсказаний достигает кульминации при обличении самих верующих в Яхве» (М. Грант. с 138).
Обличения Амоса относятся не только к категории религиозной (как у многих других пророков его времени), но имеют и моральный, и социальный акценты: мало говорить о своей вере в Б-га, мало декларировать свою набожность и приносить Ему формальные жертвы. Надо изменить образ жизни, перестать «отцу и сыну ходить к одной женщине» («Кн. пр. Амоса», 2:7). Надо обратить свое внимание на бедных и слабых, прекратить «продавать правого за серебро и бедного – за пару сандалий» «Кн. Пр. Амоса», 2:6); надо перестать «лежать на ложах из слоновой кости и нежиться на постелях ваших, есть лучших овнов из стада и тельцов с тучного пастбища...» («Кн. пр. Амоса», 6:4); надо не «поить вином назореев» и не мешать «пророкам пророчествовать». И здесь следует сделать одну ремарку: как известно, «священник Амасия удалил Амоса из царской святыни в Бейт Эле, повелев ему более там не пророчествовать, а обратить свою миссию на родную Иудею» (М. Грант, с.139). «И сказал Амасия Амосу: провидец! пойди и удались в землю Иудину; там ешь хлеб, и там пророчествуй, А в Вефиле больше не пророчествуй, ибо он святыня царя и дом царский» («Кн. пр. Амоса»,7:12–13) Но в том и заключалась миссия Пророков, чтобы идти туда, куда их посылает Б-г: «И отвечал Амос и сказал Амасии: я не пророк и не сын пророка; я был пастух и собирал сикоморы. Но Господь взял меня от овец и сказал мне Господь: иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю» («Кн. пр. Амоса»,7: 14–15). Как много похожего на сегодняшние дни: с нашим «царями» и пророками, с нашими «священниками». Не правда ли!?
Однако в пророчествах Амоса есть и ещё один очень важный для нашего «сегодняшнего» дня аспект – это его предсказания будущего еврейского народа. И тут лучше всего процитировать «Книгу пророка Амоса», одного из двенадцати «малых» пророков еврейского народа: «Вот, очи Господа Бога на грешное царство, и Я истреблю его с лица земли; но дом Иакова не совсем истреблю, говорит Господь. Ибо вот, Я повелю и рассыплю дом Израилев по всем народам, как рассыпают зёрна в решете, и ни одно не падает на землю. От меча умрут все грешники из народа Моего, которые говорят: не постигнет нас и не придёт к нам это бедствие! В тот день Я восстановлю скинию Давидову падшую, заделаю трещины в ней и разрушенное восстановлю, и устрою её, как в дни древние. Чтобы они овладели остатком Едома и всеми народами, между которыми возвестится имя моё, говорит Господь, творящий всё сие. Вот наступят дни, говорит Господь, когда пахарь застанет ещё жнеца, а топчущий виноград – сеятеля; и горы источать будут виноградный сок, и все холмы потекут. И возвращу из плена народ Мой, Израиль, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них. И водворю их на земле их, и они не будут более исторгаемы из земли своей, которую Я дал им, говорит Господь Бог твой» («Кн. пр. Амоса», 9:8–15). Я прошу прощения за большую цитату. Но так говорил Б-г своему пророку, а через него – нам. А это не грех послушать и ещё раз. Особенно нам и сейчас. А теперь послушайте, что «сказал» мне сам пророк Амос:

« Вернуться к списку статей
Посмотреть комментарии » (0)
Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина