Идет загрузка...

Каталог книг


Глоссарий Ссылки


Гарбар Давид . Иезекииль


– последний Великий («Большой») ветхозаветный Библейский «письменный» пророк
Его авторству принадлежит только одна книга, помещённая в разделе «Пророки» («Невиим») Ветхого завета (Танаха). Одна. Но какая! Вместе с книгами Исайи и Иеремии она относится к трём книгам Великих (Больших) пророков. А если ещё учесть, что он (Иезекииль), до переселения служивший священником в Храме и начавший пророчествовать уже после депортации, отразил в своей книге состояние, чувства и чаяния первого поколения депортированной за пределы Израиля части населения, то это тоже заставляет относиться к ней и к её автору с особым вниманием. Но и это ещё не всё. Вот что пишет Майкл Грант: «При всех оговорках, связанных с фантастичностью книги, носящей его имя, её считают одним из главных произведений библейских пророков и, возможно, не только из-за её объема, но и из-за сверхъестественной силы её содержания» («История древнего Израиля», М. Терра-Книжный клуб. 1998, с.179, далее только стр.). И ещё из М. Гранта: «Пророк был одним из жителей Иудеи, депортированных в Вавилонию в 597 г. (до н. э.). Там (если не брать в расчёт его возможного возвращения в Иерусалим в начале последней осады) он и продолжал жить в Тель-Авиве, у канала Кевар. Пять лет спустя он начал пророчествовать, что и продолжал с перерывами до 570 г.». И далее: «Названная его именем книга представляет собой удивительную смесь компетентного обсуждения вопросов обрядности и возвышенного пророческого красноречия, сурового аскетизма и человечного сострадания, приземлённой прозы и высокой поэзии, обоснованных аргументов и причудливых видений» (с.179). И ещё: «Перед нами предстает единственный человек, который в одно и то же время являлся пророком, священником, мистиком, моралистом, законником, сочинителем притч и искусным литератором... Книга изобилует и красочными пламенными сценами видений. Экстатическое, подобное трансу, состояние было для пророков традиционным, но никогда прежде его не описывали с такой необузданной яркостью. Футуристический спектакль, открывший пророческую деятельность Иезекииля и впоследствии приковывавший пристальное внимание апокалиптиков и мистиков на протяжении столетий, шёл под вспышки огненного сияния, молний, расплавленной бронзы, горящих углей и искрящегося топаза» (с.180).
Книга открывается видением Бога на Престоле из сапфира, в сиянии, в сопровождении четырёх четырёхликих и четырёхкрылых существ (херувимов?), сверкающих колёс с «ободьями, полными глаз», в клубах дыма! Ошеломление от такого явления Бога продолжалось у Иезекииля ещё семь дней. Бог являлся пророку неоднократно на протяжении 20 последующих лет. Он показал ему не только падение Иерусалима и разрушение Храма, не только наказание, которое должно постигнуть народ Израиля и окружающие народы, – за их отступничество и неверие. Он неоднократно «переносил» своего избранника в разные места: то показал ему Храм, у ворот которого сидят идолопоклонники, оплакивающие умирающего вавилонского бога Таммуза (шумерского Думузу), то показывал отступников внутри Храма.., то обличал князей, бросивших свой народ, то проклинал лжепророков и лжепророчиц, снующих «как лисицы в развалинах», «за горсти ячменя и за куски хлеба, умерщвляя души, которые не должны умереть и оставляя жизнь душам, которые не должны жить, обманывая народ, который слушает ложь» (Кн. Иезекииля, 13-19).
Однако, как пишет уже цитированный М. Грант: «Иезекииль, как и многие пророки до него добавляет и ноту надежды, чтобы успокоить сокрушённых соотечественников... И книга завершается детальным описанием Иерусалима в эпоху счастливого будущего и подробным рассказом об идеальном обряде приношения, который будет отправляться в восстановленном Храме» (с.179).
Как уже сказано выше, «книга изобилует красочными пламенными сценами видений». Но одно из них нельзя не рассмотреть особо. Это описание «поля, полного костей» (Кн. Иезекииля, 37).
Вот что пишет об этом рабби Й. Телушкин: «Самое известное видение пророка – это символ возрождения, казалось бы уже мёртвого еврейского народа. Б-г показал Йехезкелю долину, полную мертвых костей, – они так долго пролежали на палящем солнце, что плоть отстала от них – и спросил: «Сын человеческий! Оживут ли кости эти?»
«Господь Б-г, Ты знаешь (это), – отвечает Йехезкель... Б-г велит ему произнести пророчество: Кости иссохшие, слушайте слово Г-сподне!.. введу в вас дыхание (жизни), и оживёте».
Только пророк произнес слова Г-сподни, как кости пришли в движение и начали соединяться в скелеты, плоть нарастала на них, но тела оставались бездыханными. Тогда сказал Б-г: «От четырех ветров приди, дыхание (живое), и вдохни на убитых этих, и оживут они».
И дыхание вошло в великое множество тел, и все встали на ноги. И сказал Б-г Йехезкелю: «Сын человеческий! Кости эти – весь Дом Израиля. Вот говорят (они): «Иссохли кости наши, и исчезла надежда наша, покончено с нами». И Б-г повелел пророчествовать Дому Израиля: «Так сказал Г-сподь Б-г: вот Я открываю погребения ваши, и подниму Я вас из погребений ваших, народ Мой, и приведу вас в землю Израиля... И вложу дух Мой в вас – и оживёте. И дам вам покой на земле вашей». И далее рабби Й. Телушкин добавляет: «Многие увидели в создании государства Израиль всего через три года после Катастрофы явственное осуществление пророчества Йехезкеля, казавшегося странным 2600 лет назад. На протяжении всей еврейской истории оно свидетельствовало о том, что Б-г воскресит умерших.
Как бы то ни было, пророчество Йехезкеля об изгнании и обречённых евреях, возвращающихся к жизни на своей родине, делает его пророком не только VI века до н. э., но и нашего столетия» (р. Й. Телушкин, «Еврейский мир», Москва, 1995 – Иерусалим, 5755, стр. 74-75).
Что можно добавить к этим словам? Разве то, что Иезекиилю принадлежит титул «Отца Иудаизма» (М. Грант, с.182). Но это и так очевидно, – достаточно прочитать его «Книгу».
А теперь, как уже стало традицией, предоставим слово самому Великому пророку Иезекиилю (так как я его услышал):



« Вернуться к списку статей
Посмотреть комментарии » (0)
Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина