Идет загрузка...

Каталог книг


Глоссарий Ссылки


Гарбар Давид . ТРЕТЬЕИСАЙЯ


И С А Й Я / Й Е Ш А Я Г У («СПАСЕНИЕ ИЕГОВЫ»)
–первый «великий» («большой») библейский ПРОРОК
ч. 6

Я уже писал о библейских авторах-анонимах, и в частности, о «Великом анониме» – Второисайе. Сегодня речь пойдёт о другом великом анониме, известном под именем Третьеисайи. Именно так называет большинство исследователей автора 11 последних глав (56–66) из «Книги пророка Исайи».
Историко–лингвистический анализ текста Книги позволяет установить, что эти главы написаны в т.н. «послепленный» период.
Немного истории.
Итак, в 538 г. вскоре после своего вступления в Вавилон, Кир издаёт указ, по которому иудеям разрешено вернуться на родину, в Иудею. В этом указе были такие слова: «Так говорит Кир, царь персидский: все царства земли дал мне Яхве бог небесный, и он повелел мне построить ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из народа его, – да будет бог его с ним, – и пусть он идёт в Иерусалим... и строит дом Яхве бога Израилева, того бога, который в Иерусалиме. А все оставшиеся во всех местах, где бы тот ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром и золотом и иным имуществом, и скотом, с доброхотным даянием для дома божия, что в Иерусалиме» (1 Езд. 1:1–4).
Между прочим, в том же 538 году было опубликовано обращение вавилонских жрецов к своему народу, в котором они практически теми же словами говорили, цитируя манифест Кира, о его приверженности местным, уже вавилонским богам.
Как пишет уже неоднократно цитированный мной М. И. Рижский, «Конечно, причиной этого была не столько религиозность Кира, сколько его политические интересы. Ему нужно было привлечь на свою сторону влиятельное вавилонское жречество, и он этого добился. Вавилон ни при нём, ни при его сыне не делал попыток восстать против персов. И иудеям Кир разрешил вернуться на свою родину, конечно, не потому, что получил повеление Яхве построить ему дом в Иерусалиме. Кир подготавливал нападение на Египет, и ему важно было иметь на подступах к Египту страну с преданным ему населением» («Библейские пророки и библейские пророчества», М. ИПП. 1987. с. 242).
Как бы то ни было, евреи получили право на возвращение, и многие последовали в Иерусалим вслед за назначенным персами руководителем из рода царя Давида Зоровавелем (Зерубавелем) и первосвященником Иисусом. Однако опасения Второисайи оправдались: далеко не все иудейские изгнанники в Вавилонии пожелали покинуть свою новую родину. Правы оказались и те иудеи, которые не до конца поверили обещаниям пророков (дававшимся, конечно, от имени Яхве) относительно «облечения Сиона в одежды величия». Возвращение иудеев из плена хотя и состоялось, но происходило, отнюдь, не так, как рисовалось пророками. Послепленная иудейская община оказалась в крайне тяжёлых условиях: страшная засуха, болезни зерновых и плодовых (Агг. 1:5-11; 2: 15-19), набеги саранчи, многолетний голод. Да к тому же, та часть населения Иудеи, которая не была в своё время уведена в плен Навуходоносором, не только заняла земли угнанных и не торопилась их возвращать, но и частично отказалась от веры отцов. А ещё новообращенные в иудаизм жители Самарии... А ещё задержки с построением нового Храма (он строился целых 20 лет). А ещё дрязги между лидерами: Зоровавелем и Иисусом. Было над чем задуматься. Было с чем бороться. И было за что.
«К столетию со времени возвращения иудеев из вавилонского плена относится деятельность нескольких пророков, чьи оракулы были впоследствии объединены в особые книги под их именами (книги Аггея, Захарии, Иоиля, Авдия), и, кроме того, ряд анонимных оракулов, вписанных в книги других пророков. Среди этих последних особое место занимают оракулы, вписанные в последние одиннадцать глав Книги Исаии... Анонимному автору этих оракулов библеистами Нового времени было присвоено условное имя – Третьеисайя (Тритоисайя)» (М. И. Рижский, с. 244).
А теперь давайте послушаем, как и о чём рассказал мне Великий аноним – Третьеисайя:

« Вернуться к списку статей
Посмотреть комментарии » (0)
Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина