Идет загрузка...

Каталог книг


Глоссарий Ссылки


Гарбар Давид . ВТОРОИСАЙЯ


И С А Й Я / Й Е Ш А Я Г У («СПАСЕНИЕ ИЕГОВЫ») ч.5– первый «великий» («большой») библейский ПРОРОК
Меня давно занимают авторы-анонимы: как, почему и зачем человек отказывается от авторства. Причём, отказываясь, хорошо понимает значение и цену своего творения.
Примеры подобного самоотречения есть и в древности, и в средние века. Чего стоит история с авторством великой книги «Зогар» («Зоар»).
Но сегодня речь пойдёт о ветхозаветных временах, о «Книге пророка Исайи».
Практически все научные источники утверждают, что, если даже не обращать внимания на «вставки», самому пророку Исайе принадлежит авторство глав 1–35. Главы 36–39 есть не собственно слова Исайи, а некие баллады о нём. Что же касается глав 40-66, то по всем данным они были написаны, как минимум, двумя авторами, жившими гораздо позже.
Историко-филологический анализ позволил установить, – и главная заслуга в этом принадлежит немецкому библеисту И. Г. Эйхгорну (1752-1827), – что «весь конец Книги Исаии, начиная с главы 40, несомненно, относится ко времени вавилонского пленения и даже более позднему и, следовательно, автором его никак не мог быть пророк У111- У11 в.в. Исайя... В настоящее время никто из серьёзных учёных в этом выводе не сомневается (хотя папская «Библейская комиссия» в конце Х1Х в. всё же обязала католиков считать, что вся Книга Исаии написана одним пророком, чьё имя она и носит)» (М. И. Рижский «Библейские пророки и библейские пророчества», М..ИПЛ. 1987г. стр. 226).
А вот, что пишет другой исследователь истории древнего Израиля Майкл Грант:
«К работам по восстановлению (Храма) побуждали два пророка, Аггей (Хаггаи) и Захария (Зехария), которые не могли мириться с задержками, но в то же время в вавилонской диаспоре появился другой и много более примечательный пророк. Мы не знаем его имени и называем его Второисайей, или Вторым Исайей... Формально автор не возведен ни в «великие», ни даже в «малые» пророки, потому что ко времени компоновки Библии его имя и личность были уже забыты...». И далее:
«По языку Второй Исайя временами напоминает самого Исайю, и не исключено, что его автор был позднейшим представителем школы последнего; возможно, этим и объясняется сведение воедино двух собраний. Однако актуальные упоминания о Кире указывают на более позднюю, чем времена Исайи, датировку, и, как бы то ни было, два автора обнаруживают значительные стилистические различия, в том числе и (что подтверждает компьютерный анализ) значительные расхождения словаря. Лаконичную и чёткую речь Исайи во второй работе сменяет плавное, многословное и осознанное красноречие, для которого характерно накопление риторических противопоставлений и повторов. Всё здесь продумано до мелочей, ибо «Второй Исайя» – наилучшим образом упорядоченная и наиболее тщательно отделанная книга из всех произведений пророков» (Майкл Грант «История древнего Израиля», М. «Терра – Книжный клуб». 1998, сс.198 –199).
Можно много рассказывать о том как, зачем и почему написал эти оракулы Второисайя. На эти вопросы существуют разные ответы. Можно пересказывать и анализировать содержание приписываемых ему оракулов.
Но мне кажется, лучше послушать самого «Великого анонима», так как его услышал я:

« Вернуться к списку статей
Посмотреть комментарии » (0)
Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина