Идет загрузка...

Каталог книг


Глоссарий Ссылки


Гарбар Давид . Первоисайя.


По мнению уже цитированного М. Гранта, «Исайя родился около 765 года; пророческие видения начались у него около 742 года. Он, вероятно, принадлежал к вдохновителям реформ Езекии (725 – 697г.г.) и сохранял активность в конце столетия; предание, достоверность которого не установлена, говорит о его казни антияхвистским монархом Манассией (696 – 642г.г.)» (стр. 163). Можно добавить, что то же предание говорит о том, что он (Исайя) был «распилен между кедровыми досками». А еще считается, что он принадлежал к царскому роду и «был братом «иудейского царя Амасии» (М. Вольпе «Евреи (от патриархов до римлян)», Москва. «Зебра Е». 2002, с.162).
Так гласит предание. Так ли это было на самом деле или иначе, мы не знаем.
А вот что мы знаем определенно, так это то, что он «жил во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии – царей иудейских» (Ис.1:1).
Трудное это было время. Еврейское государство, созданное Саулом, Давидом и Соломоном, сначала распалось на две части: Израиль и Иудею, а потом ...

В кровавых разборках (десять из двадцати царей погибли насильственной смертью) и под ударами ассирийцев пал Израиль, и в неизвестность канули10 «колен израйлевых».
В критическом положении находилось и южное царство, Иудея. Здесь не было междинастических споров, но хватало внутридинастических распрей. А главное, зажатая между жерновами – Египтом и Ассирией, – маленькая Иудея имела мало шансов выстоять, выжить. И нужно было приложить максимум усилий для того, чтобы пройти по этому «лезвию бритвы». Нужно было не только дипломатическое мастерство, но и огромная выдержка, воля, огромная уверенность в завтрашнем дне, и ещё многое другое. А главное, необходимо было позаботиться о сохранении веры, веры в «Бога Авраама, Исаака и Иакова», веры, способной сохранить оставшиеся два «колена Израилева». Этому и посвятил свою жизнь величайший библейский «письменный» пророк Исайя/Йешаягу.
Между прочим, в книге его пророчеств содержится первое из известных нам упоминаний о том, что пророк записал часть своего сообщения.
И ещё: с обнаружением в Кумране кожаного свитка «двадцатитрехфутовой длины», на котором в пятидесяти колонках ивритского текста записана вся эта книга (самая объёмистая и лучше всех сохранившаяся из дошедших до нас библейских рукописей), можно узнать, каким был её текст за тысячу лет до известной нам прежде версии.
Но вернёмся к ней самой – к «Книге пророка Исайи».
Её открывают пророчества о суде, который будет вершить Бог не только над другими народами, но и над Иудеей и Иерусалимом ввиду их гордыни и разврата, практикующейся там социальной несправедливости и извращённых культов. Исайя говорит о надвигающейся ассирийской угрозе, но не считает будущее безнадёжным, предсказывая, что «Оставшиеся» из числа избранного народа будут спасены. Исходя из общей концепции главенства Бога над событиями истории, автор добавляет практические рекомендации и предупреждения, касающиеся внешней политики Иудеи. Заключительный раздел повествования в основном посвящён роли Исайи в кризисе, возникшем в результате вторжения ассирийского царя Синахерима (701г.).
Существует мнение, что Исайя был главой очень влиятельной группировки (школы) пророков. И уж, во всяком случае, очевидно, что он был близок к иерусалимскому двору и пользовался там высоким авторитетом и серьёзным влиянием. Как пишет уже цитированный М. Грант, «Так или иначе, он отнюдь не стеснялся делиться с царями своими взглядами на международные отношения, сколь бы неприятными ни были его непрошенные советы. Так, когда Ахаз (741 – 725г.г.) под угрозой дамасско-израильской коалиции обратился за помощью к Ассирии, Исайя заявил, что царь допустил величайшую ошибку. Выступая в качестве богослова, Исайя указывает, что обращение царя к иностранному государству демонстрирует достойное сожаления отсутствие веры в Яхве. Кроме того, Исайя уверен, и совершенно справедливо, что любая попытка прибегнуть к не поддающимся контролю ассирийским силам закончится бедой. Он пошёл и много дальше. Ибо после того, как северное царство пало перед Ассирией, он верит и заявляет во всеуслышание: правителям его страны не стоит задумываться о бесполезном союзе с Египтом по той, более чем достаточной причине, что Иудея в любом случае обречена, как и Израиль, на полное уничтожение Ассирией. Подобная предельно пораженческая концепция не могла не вызвать величайший шок и ярость в правительственных кругах. Хуже того, продолжал Исайя, – поражение Иудеи произойдёт исключительно по её собственной вине, из-за собственного морального падения, так что Яхве не только не поможет избранному народу в отчаянной ситуации, но, напротив, поспешествует ассирийцам воздать заслуженную кару полной мерой» (с. с. 164 – 165).
Однако, как не преминул отметить автор «Четвертой книги Царств», когда в царствование того же Езекии Иерусалим был осаждён Синахеримом (701г. до н.э.), тот же Исайя поступил как провидец и патриот, вовремя посоветовав царю стоять насмерть. И в том, и в другом случае пророк оказался прав: враги отступили, и жители Иерусалима были спасены. Правда, ненадолго...
Читая «Книгу пророка Исайи», не раз и не два задумываешься над его пророчествами: как много общего между тем «прошлым» и нашим настоящим. И как мало таких пророков. Впрочем, и в те времена их было тоже немного... Однако вернёмся к Исайе.
Бескомпромиссный моралист, чётче других сформировавший этическую доктрину, согласно которой человеческие проблемы есть конфликт между добром и злом, Исайя провозглашает, что человек несёт личную ответственность за свои поступки. И ответ каждый человек и весь народ в целом несёт и будет нести перед Богом, «ибо Господь есть Бог правды» (Ис. 30:18).
И ещё раз прибегнем к цитированию. М. Грант: «Исайя заглядывает далеко вперёд через головы порочных и обречённых. «Оставшиеся» от народа Яхве, столь дорогие еврейским мыслителям, переживут все тогдашние горести и прорвутся в новую счастливую эпоху. Давая сыну имя Шеар-яшув, «Оставшиеся вернутся», пророк представлял, что эта община сведётся к жизненно важному ядру, которое, вновь обратившись к Яхве, сохранит израильское наследие и, в конечном счёте, обретёт своё место в возрождённом райском саду... Новый рай будет для тех, кто выживет, и не только из избранного Яхве народа, но и из всех народов мира... Но этому универсализму суждено обнаружиться лишь тогда, когда прочие народы, послужив орудиями Яхве и, тем не менее, не избежав заслуженной ими кары, в конечном счёте, обратятся в его веру и удостоятся его благословения» (с.166).
«Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. И будет в тот день: к корню Иессеву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники, – и покой его будет слава. И будет тот день: Господь снова прострёт руку Свою, чтобы возвратить Себе остаток народа Своего, какой останется у Ассура, и в Египте, и в Патросе, и у Хуса, и у Елама, и в Сеннааре, и в Емафе, и на островах моря. И поднимет знамя язычникам, и соберёт изгнанников Израиля, и рассеянных Иудеев созовёт от четырёх концов земли» (Ис.11:9-12).
На этой замечательной фразе можно было бы и закончить вступление. Но в заключение:

На стене здания Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке написано:
«НЕ ПОДНИМЕТ НАРОД НА НАРОД МЕЧА,
И НЕ БУДУТ БОЛЕЕ УЧИТЬСЯ ВОЕВАТЬ».

Под этой надписью нет автора. Да и надо ли? Ведь это пророк Исайя /Йешаягу (Ис. 2:4)!

А теперь послушайте, пожалуйста, то, что я успел записать из «сказанного» мне пророком.
Конечно, это только малая толика того, что он «говорил». Это только то, что я сумел понять и передать. Только. И не нам, слабым потомкам его пытаться объять необъятное.
Но на то он и великий пророк – «первый» «большой» «библейский» «письменный» пророк.

« Вернуться к списку статей
Посмотреть комментарии » (0)
Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина