Идет загрузка...

Каталог книг


Глоссарий Ссылки


Гарбар Давид . Иеремия (Ирмеягу) – апофеоз мужества и веры




Эту свою публикацию я отправляю в канун
«Дня 9 ава»*. В этот день читают книгу
«Кинот» («Эйха») - «Плач Иеремии».


«Если не брать Иова, то пророк Ирмеягу – самый несчастный персонаж Библии» (р. Йосеф Телушкин. «Еврейский мир». Москва-Иерусалим, 1995 – 5755, стр. 72, далее только стр.).
Но Иеремия – не только воплощение горестей и страданий. Он – пример Мужества, Стойкости и Веры. А ещё он – один из двух первых так называемых «письменных пророков». И, может быть, самый «везучий» из пророков древности, ибо только от него в Ветхом завете осталось две книги: «Ирмеягу» («Книга пророка Иеремии» в «Пророках») и «Кинот», или «Эйха» («Книга Плач Иеремии» в «Писаниях»).
Но это всё, как говорится, увиделось (и понялось) потом. А тогда, при жизни... Иеремия родился в священнической семье неподалеку от Иерусалима, в городе Анатота (Анафофа), ныне Аната, в земле Вениаминовой. Как пишет М. Грант, «Книгу (пророка Иеремии) открывает утверждение о том, что «слово Яхве» пришло к пророку в 627-626 г.г. в царствование Иосии. Но указанная дата скорее относится к году рождения Иеремии, пророчествовать же он, возможно, начал лишь при Иоакиме» (М. Грант. «История древнего Израиля. Москва. Терра - Книжный клуб, 1998, стр.169). А вот, что пишет р. Й. Телушкин: «Ирмеягу... – единственный персонаж Библии, лишённый семейных радостей. Б-г не велел ему жениться и иметь детей из-за ожидавшей их ужасной судьбы...» (с.72). Судьба, действительно, была неласкова к Пророку: в родном поселении Анатоте против его жизни организуется заговор; священники (о которых он говорит, что они превратили Храм в «вертеп разбойников» (Иер.7.11) запрещают ему проповедовать на территории Храма; обличаемые им лжепророки преследуют и пытаются его убить; царь Иоаким (608-598 г.г. до н. э.), ознакомившись с его пророчествами, бросает рукопись в огонь, и только благодаря помощи секретаря и друга Иеремии Варуха рукопись удаётся восстановить; сменивший Иоакима и его сына Иехонию (598) царь Седекия (598-587 г.г. до н.э.) обвиняет Иеремию в проповеди пораженчества и в предательстве (пророк ходил по осаждённому Иерусалиму в добровольно надетом на шею ярме и призывал народ не сопротивляться вавилонянам, считая их нашествие карой Господней за прегрешения против Веры); по постановлению суда старейшин пророка бросают сначала в яму с нечистотами, а затем в темницу. Но когда победители – вавилоняне освобождают Иеремию и предлагают ему место при царском дворе, пророк отказывается и решает остаться со своим народом в Иудее.
Как пишет тот же р. Й. Телушкин: «Судьба каждого настоящего пророка – бороться со своим временем. Когда евреи жили в достатке, но без духовной опоры, Ирмеягу осуждал их. Когда они решили присоединиться к восстанию против превосходящего их войска, Ирмеягу высмеял их. Но когда евреи потеряли всё и погрузились в отчаяние, обычно мрачный Ирмеягу вселил в их сердца надежду. Евреи приготовились отправиться в изгнание и больше не рассчитывали увидеть родную землю. Ирмеягу в это время тратит последние средства на покупку земли в Стране Израиля, чтобы показать отправляемым в изгнание – ещё придёт время вернуться..., хотя ни один другой народ после изгнания ещё не возвращался обратно на свою родину. В своём «сионистском» пророчестве, которое до сих пор, спустя 2600 лет, поётся на каждой еврейской свадьбе, он заявляет: од йишама – «на этом месте... в (покинутых) городах Иудеи и на опустевших улицах Иерусалима... ещё слышен будет голос радости и голос веселья: ликование жениха и невесты (33:10-11)» (с.72). Это звучит актуально и сейчас. Не правда ли?
И далее: «Во время восстания против Невухаднецара Ирмеягу предсказывает, что вавилоняне одержат верх над евреями не только благодаря военному превосходству, но и потому, что Б-г послал их, чтобы наказать Иудею. Евреям его времени (как и многим нынешним) утверждение Ирмеягу о том, что страдания народа – наказание за его ошибки, казалось оскорбительным... В древнем мире считалось, что боги победителя сильнее богов побеждённого. Вот почему жители страны, потерпевшей поражение, нередко обращались в веру победителей. Но именно потому, что евреи верили, что Б-г, а не Навухаднецар привёл их к поражению, они не соблазнились вавилонскими идолами. Они смогли остаться евреями и в Вавилоне, потому что верили: тот же Б-г, Который изгнал их, вернёт их в Израиль, если они возродят свою мораль» (с.73).
И эту веру дал им, евреям, пророк Иеремия. И опять к р. Й. Телушкину: «Хотя идеи Ирмеягу в ретроспективе кажутся очень ясными, он заплатил несоразмерно тяжёлую цену за свою оппозицию восстанию соотечественников-евреев» (с.73). Я уже писал о тех бедах, которые обрушились на голову пророка. Ни у одного из других пророков древности нет такого отчаяния:
«Для чего вышёл я из утробы, чтобы видеть труды и скорби;
и чтобы дни мои исчезли в бесславии?» (Иер. 20: 18).
«Но после смерти Ирмеягу евреи стали считать его героем. Они берегли его письма, в том числе и обличавшие их поведение. Они согласились с ним, что присутствие Б-га повсеместно и Ему можно поклоняться и в изгнании, Даже в самые мрачные дни вавилонского пленения их дух держался благодаря внушенной пророком уверенности, что когда-нибудь они вернутся в Израиль» (р. Й. Телушкин, с.73). А вот, что пишет уже цитированный М. Грант: «Высланные люди остро нуждались в богословской доктрине, которая могла бы успокоить их после бедственного изгнания – и она появилась» (с. 172). Что можно добавить к сказанному. Разве то, что и сейчас люди нуждаются в такой доктрине. И сейчас доктрина пророка Иеремии помогает людям. А его пример, пример несгибаемой воли, мужества и веры вдохновляет нас, его слабых потомков.
Наверное, это и есть главный признак величия пророка Иеремии – великого Ирмеягу.
И в заключение ещё две цитаты. На этот раз из Ф.Ницше и р. Й. Телушкина :
«Некоторые люди рождаются посмертно» (Ф. Ницше).
«Когда Ирмеягу умирал, он явно считал, что прожил жизнь неудачником. Однако спустя более 2500 лет он оказывает заметное влияние на жизнь евреев» (р. Й. Телушкин).
И из С. Кьеркегора: «Умирает тиран, и власть его кончается; умирает мученик, и власть его начинается».


*Примечание
День 9 Ава – самый печальный день в еврейской истории:
В этот день вавилоняне разрушили Первый Храм (586 г. до н. э.).
В этот день римляне сожгли Второй Храм (70 г. н. э.).
В этот день в 1290 г. евреи Англии были изгнаны из страны.
В этот день в1492 г. произошло изгнание евреев из Испании.
В период Катастрофы (Холокоста) в этот день фашисты устраивали массовые убийства евреев.
По традиции в ЭТОТ ДЕНЬ евреи читают «Книгу Эйха» («Плач Ирмеягу» – «Плач Иеремии»).

Но по той же традиции в ЭТОТ ДЕНЬ должен родиться МАШИАХ.

« Вернуться к списку статей
Посмотреть комментарии » (0)
Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина