Идет загрузка...

Каталог книг


Глоссарий Ссылки


Гарбар Давид . Грядет, грядет к вам Божий Суд!


(Книга пророка Малахии – вестника Бога)

Ревнителям Яхве по возвращении из вавилонского плена казалось, что стоит, вероятно, возродиться иерусалимскому храму, и Бог вселится в свой «дом», после чего осуществится то славное будущее Израиля, о котором мечтал еще пророк Иезекииль. Пророки внушали своему народу надежды на близкое наступление мира и изобилия. Казалось, что священники храма, избавившись от конкуренции со светскими властями в лице Зоровавеля, сумеют осуществить эту мечту. Действительность оказалась иной. Этот кризис власти и кризис доверия к власти отражён уже в «Книге пророка Захарии». В неменьшей степени (если не в большей) отражено это в книге двенадцатого «малого» пророка Малахии.
Несколько слов об авторе этой книги:
Большинство исследователей сходятся во мнении, что автор «Книги пророка Малахии» – аноним. Вот, что пишет уже неоднократно цитировавшийся мной М. И. Рижский в своей книге «Библейские пророки и библейские пророчества» (М. Изд. полит. лит.1987):
«Это небольшое сочинение, заключающее канон пророческих книг Ветхого завета, видимо, незаслуженно носит название Книги пророка Малахии. Дело в том, что в начальных словах книги «пророческое слово Яхве к Израилю через Малахию» слово «малахия» является вовсе не именем собственным, а именем нарицательным. Стоящее в древнееврейском тексте «малеахи» означает в переводе на русский язык «мой вестник» (или просто «вестник»), или «ангел» (так как греческое слово «ангел» как раз и означает «вестник»). В оригинальном тексте слово «малеахи» встречается ещё раз в 3:1, и там оно правильно переведено: «ангел мой». Так что Книга Малахии в действительности такое же анонимное пророчество, как и соответствующие места из Книги Исайи (об этом речь ещё впереди, Д. Г.) или как вторая половина Книги Захарии» (М. И. Рижский, с.265).
М. И. Рижскому вторит Майкл Грант («История древнего Израиля». М. ТЕРРА – Книжный клуб.1998): «Малахия означает «мой вестник»; личность того, кто стоит за этим словом, не установлена. Книга, по-видимому, была написана в Палестине в 450 году (М. И. Рижский указывает временем ее написания промежуток между 515 и 445 г.г. Д. Г.), незадолго до прибытия Неемии (гл.16:1), хотя, возможно, вначале существовала в качестве анонимного приложения к предсказаниям Захарии» (с. 276).
Впрочем, кто бы ни был автором этой книги, она достаточно ярко отражает ситуацию, имевшую место в Иудее сразу после возвращения туда «вавилонских пленников». И опять слово специалистам. «За завершением Храма (516г.) последовал период продолжительностью более семидесяти лет, о котором у нас мало сведений. Однако пророки того времени, анонимный «Третий Исайя», Авдий (Обадия) и Малахия выражали недовольство гражданскими и религиозными лидерами, поставленными над восстановленной общиной властями Персидской империи. По-видимому, получили широкое распространение скептическое отношение к религиозным обрядам и небрежное их исполнение, а мужчины разводились с жёнами – яхвистками с тем, чтобы вступить в более выгодный брак с иноземками» (М. Грант, стр.203).
Чтобы бороться с низменной моралью и упадническим цинизмом пророк прибегает к риторической системе вопросов и ответов, тем самым предваряя Талмуд.
Но вначале автор перечисляет доказательства любви Яхве к своему народу, иллюстрируя это различием судеб Израиля и Эдома.
А что же в ответ на Божьи милости делают его «дети»? Они приносят Ему в жертву выбракованных животных, не платят церковную десятину... Народные бедствия, такие, как эпидемии, налёты саранчи... являются наказанием за недостаточность приношений, за их низкое качество, за отступление от канона. Тем, кто сетует на безразличие Яхве к несправедливостям, ответ будет дан в День Господень, из раскаленной печи, в которой, как солома, будут гореть все «надменные и нечестивые»
Но Бог не оставляет своих детей без надежды: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Малахия, 4:5, 6).

Заканчивается череда эссе о «малых пророках» и череда их «монологов». Но я не подвожу «итогов». Впереди ещё встреча (встречи) с самым великим («большим») «письменным» пророком древности Исайей, а также с двумя другими «большими» пророками: Иеремией и Иезекиилем.
А пока послушайте, что «говорил» мне двенадцатый «малый» пророк Малахия.

« Вернуться к списку статей
Посмотреть комментарии » (0)
Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина