Идет загрузка...

Каталог книг


Глоссарий Ссылки


Гарбар Давид . Но не погибнет Мой народ. Пребудет тут!



Книга пророка Захарии (Зехарии)

Чем дальше продвигаемся мы к завершению ознакомления с нашими пророками, тем меньше знаем о них, как о личностях, тем труднее различить какие-то индивидуальные черты. И тем яснее, рельефнее выступают те мысли, те идеи, которыми они считали нужным поделиться с нами, их дальними потомками.
Вот и Захария (Зехария – «вспомянутый Господом»), одиннадцатый «малый» пророк.
Он именуется «сыном Варахиным, сыном Аддовым»; но Ездра просто называет его «сыном Адды» (I Езд. 5:1). Под этим наименованием, впрочем, можно понимать и «внук» или «потомок». Есть предположение, что он принадлежал к священническому роду и родился во время «вавилонского пленения». Его пророческая деятельность началась во «второй год царствования Дария». Вероятнее всего, он был современником и соратником пророка Аггея – оба они активно побуждали евреев к интенсификации работ по постройке Храма. О времени и месте рождения и смерти пророка Захарии (как, впрочем, и пророка Аггея) нет никаких конкретных сведений.
Библейская энциклопедия пишет, что «по преданию он умер в глубокой старости и погребён близ Иерусалима, подле пророка Аггея». (Библейская Энциклопедия, Москва, Изд. ОЛМА-ПРЕСС, 2001, стр. 148).
Не больше ясности и с авторством материалов, помещённых в «Книге пророка Захарии».
В «Книге» всего 14 глав. Большинство исследователей считает, что собственно пророку Захарии (Первозахарии) принадлежат первые 8. Авторство глав 9 – 11 приписывается некоему анониму, выступавшему под именем Захарии (его условно называют «Второзахария» («Второй Захария», Захария 2). Что касается глав 12 – 14, то их авторство приписывается сразу двум пророкам – «Третьему» и «Четвертому» Захарии.
Оракулы собственно Захарии отличаются от последующих не только языком и стилем, но и содержанием. Считается, что кроме этих авторов в составлении оракулов из «Книги пророка Захарии» принимали участие и другие анонимы. Но их вклад менее существенен.
Собственно пророк Захария принадлежал к так называемым «храмовым» пророкам.
И здесь следует сделать некий экскурс в историю «послепленного» периода.
Надо сказать, что в первые годы после возвращения иудеев из плена ситуация в иерусалимской общине не была простой: власть Зоровавеля, поставленного Дарием в качестве руководителя над возвращавшимися из плена евреями, активно оспаривалась так называемой жреческой партией. Известно, что ещё во времена пророка Иезекииля представители духовенства начали строить планы о создании будущего государства – государства жрецов – иерократии. Вот эти планы и призван был реализовать «великий иерей» Иисус. Сторонников этой партии активно поддерживали богатые вавилонские иудеи, которые присылали палестинской общине золото и серебро, ожидая, что это пойдёт на строительство иерусалимского храма, укрепление иерократического строя.
Зоровавель же в силу своих обязанностей должен был заниматься решением и других вопросов жизни иерусалимской общины, – ведь под его началом была огромная масса неустроенных людей. Кроме того, он, вероятно, мечтал о престоле своих предков – давидидов. И об этом, несомненно, было известно не только руководителям «жреческой партии», но и царю Дарию. Во всём этом и кроются корни конфликта между Зоровавелем и Иисусом, конфликта, выплеснувшегося на страницы «Книг пророков» Аггея и Захарии.
Очень интересную трактовку причин появления (и последующего исчезновения) пророка Захарии (Захарии I) предлагает уже неоднократно цитировавшийся мной М. И. Рижский («Библейские пророки и библейские пророчества», М. Изд. П.Л. 1987. 364с.).
Он пишет: «Выступление пророка имело, очевидно, прямое отношение к обстановке, сложившейся в иерусалимской общине. Видение запятнанной одежды на первосвященнике можно истолковать вполне однозначно: верховный жрец иерусалимского храма основательно запятнал себя какими-то неблаговидными поступками, чем вызвал нападки со стороны каких-то противников. Сторонникам Иисуса, жреческой партии, пришлось выпустить на сцену молодого пророка из жреческой фамилии, который объяснил, что выступающие против Иисуса – это приспешники сатаны и что сам Бог запрещает нападать на своего служителя, которого он уже «очистил от грехов». Вместе с тем, и самому первосвященнику было сделано строгое внушение, чтобы отныне он ходил только «путями Яхве» и перестал сбиваться с них... – тогда он сохранит своё высокое звание и власть. Но вместе с ним будет «отрасль», – несомненно, имеется в виду «отрасль корня давидова» Зоровавель, с которым Иисус должен жить дружно – ходить друг к другу в гости» (с. 253). Призыв к миру между первосвященником Иисусом и правителем Зоровавелем повторяется неоднократно. Так в главе 4 на вопрос пророка о том, что означают «две масличные ветви, которые через две золотые трубочки изливают из себя золото?», ангел отвечает: «Это два помазанных елеем, предстоящие Господу всей земли» (Зах. 4:14). Двое – «помазанные елеем» – это первосвященник Иисус и светский правитель Зоровавель, который, раз он начал строительство храма, «дома Господа», должен его и закончить, преодолев все трудности, в том числе и воровство строительных материалов, заготовленных для храма. Об этой детали (замечательная подробность. Д. Г.) мы неожиданно узнаём из очередного видения Захарии – пророк видит летящий список, исписанный с обеих сторон: на одной стороне прочитывается: «всякий, кто крадёт, будет истреблён», а на второй: «всякий, клянущийся ложно, истреблён будет».
Однако, несмотря на неоднократные призывы к миру между Иисусом и Зоровавелем (6:1 – 13), мира не получилось. И когда пророк Захария изготовил из золота, присланного из Вавилона, венец для первосвященника, а не для князя, – это было открытое признание превосходства жреческой власти над светской. Участь Зоровавеля была, в сущности, предопределена. Ему пришлось покинуть Иудею и вернуться в Вавилонию, где он в дальнейшем не играл никакой политической роли...
Дарий I специальным указом в 519г. подтвердил распоряжение Кира о возведении Иерусалимского храма и об отпуске «из имущества царского» средств на это строительство (Езд. 6:8). От Зоровавеля, потомка древней царской династии, можно было ждать сепаратистских тенденций, и его постарались убрать из Иудеи. После расправы с Зоровавелем пророк Захария, видимо, был выведен из политической игры» (М.И.Рижский, с.с. 255 – 256).
«Книга пророка Захарии» полна красочных видений, зачастую не уступающих по образности видениям «Больших» («великих») пророков Иеремии и Иезекииля. В первых главах пророк повествует о восьми видениях, данных ему в течение одной ночи:
Тут и «муж на рыжем (в подлиннике – на красном) коне», стоящий под миртами в сопровождении всадников на «рыжих, пегих и белых конях» – Ангел объяснил ему, что «это те, которых Господь послал обойти землю» (Зах. 1: 8 – 10). Затем Захария увидел четыре рога и четырёх рабочих, идущих сбивать «эти роги». Ангел объяснил пророку, что «эти роги разбросали Иуду, так что никто не может поднять головы своей, а сии пришли устрашить их, сбить роги народов, поднявших рог свой против земли Иуды, чтобы рассеять её» (Зах. 1: 20 – 21). Две пары рогов – это, конечно, Египет и Вавилон,– их «рога» «сбиты». Теперь иудеи свободны и должны заняться восстановлением дома Господа.
В следующем видении Захария лицезреет «мужа», «у которого в руке землемерная вервь» (Зах. 2:1). «Муж» сей призван «измерить Иерусалим, чтобы видеть, какая широта его и какая длина его» (Зах. 2:2). И опять Ангел (уже другой) говорит первому: «иди скорее, скажи этому юноше: Иерусалим заселит окрестности по причине множества людей и скота в нём. И я буду для него, говорит Господь, огненною стеною вокруг него и прославлюсь посреди него, Эй, эй! Бегите из северной страны, говорит Господь: ибо по четырём ветрам небесным Я рассеял вас, говорит Господь. Спасайся Сион, обитающий у дочери Вавилона...»(Зах. 2: 4 – 7). В этом стихе ясно прочитывается призыв к тем иудеям, которые ещё медлят с возвращением на родину, отбросить сомнения и вернуться туда, где они так необходимы. О видении, связанном с «обелением» «великого иерея» Иисуса мы уже писали выше. В следующем видении перед пророком появляется «светильник весь из золота, и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нём, и по семи трубочек у лампад, которые наверху его; И две маслины на нём, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны её» (Зах. 4: 2 – 3). Ангел объясняет Захарии: «Это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф. Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? Ты – равнина, и вынесет он краеугольный камень при шумных восклицаниях: благодать, благодать на нём! (Зах.4:6,7).
Далее, выясняется, что «семь лампад» – это «очи Господа, которые объемлют взором всю землю» (Зах. 4:10). Относительно других видений: свитка, трубочек, изливающих золото..., мы уже писали. Но вот ещё одно знаменательное видение: пророк видит снова коней четырех мастей, – на этот раз кони запряжены в колесницы. Ангел объясняет Захарии, что это – четыре небесных духа, посылаемых Богом в разные стороны. Чтобы обойти землю. И сообщает пророку, что «вышедшие в землю северную успокоили дух Мой на земле северной (Зах. 6: 8). Под «Северной землей» пророк подразумевает Вавилон. И после того как на душе у Бога стало спокойно за вавилонскую общину, Он даёт пророку вполне конкретное поручение: «Возьми у пришедших из плена, у Хелдая, у Товии и у Иедая, и пойди в тот самый день, пойди в дом Иосии, сына Софониева, куда они пришли из Вавилона. Возьми у них серебро и золото и сделай венцы, и возложи на голову Иисуса, сына Иеседекова, иерея великого» (Зах. 6:10, 11). И, несмотря на то, что далее Господь повелел пророку напомнить «великому иерею» о том, что строительство дома Господня поручено «ОТРАСЛИ» (Зоровавелю), но как мы уже знаем, из этого призыва ничего не получилось, а сам факт возложения «венцов» только на голову Иисуса, означал (во всяком случае, для тех, кто хотел это так трактовать) выбор Бога. О дальнейшем мы уже писали.
В главах 7 – 8 излагается содержание ещё одного слова Господа к Захарии, может быть последнего. В нём Бог в очередной раз призывает производить «суд справедливый», оказывать милость и сострадание «к брату своему», не притеснять вдов, сирот и бедняков. За то, что иудеи в прошлом не соблюдали этих заветов, которые Он посылал «духом своим через прежних пророков», они были развеяны по всем народам. Но теперь Господь вернул свою милость Сиону, и будет жить в Иерусалиме: «Я определил в эти дни соделать доброе Иерусалиму и дому Иудину; не бойтесь!» (Зах. 8:15).
Главы с девятой по одиннадцатую этой книги, которые, как считают, написаны Вторым Захарией (хотя в них можно обнаружить вклад не одного автора), описывают разрушение городов Финикии и Филистии. Не станет царя в Газе, Аскелон станет необитаемым.. Господь нашлёт на них чужие племена, которые их заселят, а сам Бог расположит Свой стан у дома Своего, «против проходящих вперед и назад, и не будет более проходить притеснитель» по Иудее (Зах. 9:1 – 8). Устами пророка Бог обещает Иуде «ради крови завета» вывести узников его «изо рва» и призывает «пленников надеющихся» вернуться «на твердыню» (Зах. 9: 11, 12).
Но пророчества о блаженном и мирном будущем прерываются во многих местах оракулами о новых войнах и битвах (в том числе и против «сынов Ионии» - греков).
При этом Бог обещает: «возвращу их из земли Египетской, и из Сирии соберу их, и приведу их в землю Галаадскую и на Ливан, и недостанет места для них» (Зах. 10: 10).
Глава одиннадцатая начинается оракулом на Ливан, которому предвещается, что «пожрёт огонь кедры» его и «повалится» «непроходимый лес». Однако далее Бог говорит пророку (?): «паси овец, обречённых на заклание, Которых купившие убивают ненаказанно, а продавшие говорят: благословен Господь; я разбогател! и пастухи их не жалеют о них. Ибо Я не буду более миловать жителей земли сей, говорит Господь; и вот, Я предам людей, каждого в руки ближнего его и в руки царя его, и они будут поражать землю, и Я не избавлю от рук их. И буду пасти овец, обречённых на заклание, овец поистине бедных» (Зах. 11: 4 – 7). А заканчивается эта глава следующим оракулом: «Горе негодному пастуху, оставляющему стадо! меч на руку его и на правый глаз его! рука его совершенно иссохнет, и правый глаз его совершенно потускнет» (Зах. 11: 17).
Что касается глав 12 – 14, то авторство их приписывается нескольким пророкам.
В главах 12 и 13 даются пророчества «об Израиле». Предрекается, что Иерусалим станет «чашею исступления для окрестных народов», «тяжёлым камнем для всех племён», что «все, которые будут поднимать его, надорвут себя», что Господь поразит «всякого коня бешенством и всадника его – безумием». Далее Господь обещает: «на дом Иудин отверзу очи Мои» «и снова населён будет Иерусалим на своём месте, в Иерусалиме» (Зах. 12:2–5).
В тринадцатой главе снова говорится об «омытии» жителей Иерусалима от «греха и нечистоты», о необходимости введения их «в огонь», чтобы «очистить их, как очищают золото» (Зах. 13: 1, 9).
Глава 14, авторство которой приписывается еще и Третьему Исайе, содержит пророчество о Дне Господнем (Дне Суда), когда будут уничтожены лживые и порочные пророки и разложатся мышцы, глаза и язык у врагов иудеев. Если же, однако, кому-то из неприятелей удастся выжить, им следует идти в Иерусалим и поклониться Богу, иначе у них не будет дождя, и они умрут от жажды (Зах. 14: 14 –18). И «в то время даже на конских уборах будет начертано: Святыня Господу, и котлы в доме Господнем будут как жертвенные чаши перед алтарем» (Зах. 14: 20).
Одновременно с этими оракулами в последних главах «Книги пророка Захарии» содержатся упоминания о «тридцати сребрениках» (Зах. 11:12 – 13) и о том, что Господь «изольёт» «на дом Давида и на жителей Иерусалима дух благодати и умиления», и о том, что они (жители Иерусалима?) «воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем...» (Зах. 12:10).
Как пишет уже цитированный М.И. Рижский, «ряд мест в оракулах «Второзахарии», несомненно, связан с обстановкой в самой Иудее: богачи, продающие бедняков («бедных из овец») и приговаривающие при этом: «благословен Яхве; я разбогател» – это, конечно, иудеи, так же, как негодные пастухи, не жалеющие своих «овец». В угрозе Яхве в один месяц истребить «трёх из пастырей», несомненно, заключается намек на какие-то реальные события и реальных лиц. Но на какие события и на каких лиц? И какой смысл заложил пророк в странную просьбу Яхве уплатить ему «тридцать сребреников», которые затем по распоряжению Бога были отданы пророком в храм Яхве для «горшечника»? Что имел в виду пророк, предвещая, что иудеи будут оплакивать того, кого они пронзили? Целые поколения библеистов пытались разгадать эти загадки, понять их смысл, предлагая различные толкования и не приходя к единому мнению. Делаются такие попытки и сейчас. Туманный характер оракулов Книги Захарии дал обильную пищу фантазии позднейших мистиков и, в частности, раннехристианских...» (М. И. Рижский, с. с. 259 –260). И добавляет: «пророчество о «тридцати сребрениках» автор Евангелия от Матфея приписывает не Захарии, а пророку Иеремии» (М. И. Рижский, с.260).
Ему вторит другой исследователь – М. Грант: «Этой причудливой смеси туманных исторических и апокалипсических аллюзий, условно называемой произведением Второго и Третьего Исайи (? Д. Г.), было предназначено приковывать к себе внимание Нового Завета» (М. Грант «История древнего Израиля». М. Терра – Книжный клуб. 1998. с. 275).
Впрочем, оставим выяснение этих вопросов специалистам и послушаем пророчества одиннадцатого «малого» пророка Захарии (и тех, кто скрывается под его именем) так, как их услышал я. Вот они, эти «монологи»:

« Вернуться к списку статей
Посмотреть комментарии » (0)
Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина