Идет загрузка...

Каталог книг


Глоссарий Ссылки


Гарбар Давид . Где Дом Мой, Мною избранный народ!?


Книга пророка Аггея (Хаггаи) Книга пророка Аггея содержит всего две главы. И обе они посвящены одной теме: восстановлению Храма. Датировать помещённые в этой книге оракулы можно с достаточной степенью точности, ибо составитель в четырёх местах указал даты пророчеств: «Во второй год царя Дария, в шестой месяц, в первый день месяца, было слово Яхве через Аггея пророка к Зоровавелю, сыну Салафиилеву, правителю Иудеи, и к Иисусу, сыну Иоседекову, великому иерею» (Агг. 1:1); «в седьмой месяц, в двадцать первый день месяца, было слово Господне через Аггея пророка» (Агг.2:1); «в двадцать четвёртый день девятого месяца, во второй год Дария, было слово Господне через Аггея пророка» (2:10) и «вторично в двадцать четвёртый день месяца» (Агг.2:20). «Второй год» царствования персидского царя Дария – это 520 г. до н. э. Указания дат пророчеств, по-видимому, сделаны не самим Аггеем, ибо в них о пророке говорится в третьем лице, с добавлением его звания «пророк», а в одном месте (Агг.1:13) даже сказано: «вестник Господень, посланный от Господа». Однако прежде чем приступить к изложению самих оракулов, коснёмся исторического фона, на котором происходили эти события. Известно, что персидский царь Кир освободил евреев из плена и даже даровал им право возвратиться на родину. Вот, что пишет об этом столь часто цитируемый мной Иосиф Флавий: «В первый год правления Кира (то есть в семидесятый со дня выселения нашего народа из родины в Вавилон) Господь Бог сжалился над пленом и страданием тех несчастных, сообразно тому, как Он накануне разрушения города (Иерусалима) предсказал им через Иеремию пророка, а именно, что после семидесятилетнего рабства Навуходоносору и его потомкам Он вернёт их назад на родину, а они отстроят храм и будут наслаждаться прежним благополучием. И вот Господь теперь даровал им всё это, внушив Киру написать и разослать по всей Азии следующее воззвание: «Так говорит царь Кир: после того, как всемогущий Бог даровал мне царствование над всей землей, я убедился, что Он то же самое Божество, которому поклоняется народ израильтян. Он устами пророков предвещал имя моё и объявил, что я отстрою храм Его в Иерусалиме в стране Иудейской» (И. Флавий, «Иудейские древности», Минск. «Беларусь» 1994г. т. 2. стр. 44). И далее Иосиф Флавий продолжает: «Кир ...преклонился перед Божеством, и необычайное рвение и усердие обуяли его к исполнению предначертанного. Созвав поэтому наиболее выдающихся из вавилонских иудеев, он сообщил им о своём разрешении отправиться им на родину и восстановить там город Иерусалим и храм Господа Бога. К этому царь присовокупил, что помощником в том деле будет им сам Предвечный, он же лично напишет своим начальникам и сатрапам пограничных (с Иудеей) областей, чтобы они доставили евреям необходимое для постройки храма золото и серебро, а также материал для жертвоприношений... Вместе с тем Кир прислал им обратно храмовые сосуды, которые некогда увёз с собой Навуходоносор в Вавилон после разгрома храма... Число же вернувшихся в Иерусалим из плена было сорок две тысячи триста шестьдесят человек» (в иных рукописях Иосифа Флавия фигурирует число 42462 человек. И Флавий, «Иудейские древности», т. 2. с.с. 44-46, 566). Часть пленных, действительно, вернулась в Иерусалим и приступила к закладке фундамента храма. Но большинство евреев всё ещё оставалось в Вавилоне. В 530г. до н. э. Кир предпринял поход в Среднюю Азию против кочевых племён массагетов, угрожавших с северо-востока границам его державы. В решающем сражении персидское войско было разбито, а сам Кир погиб. Престол перешёл к его сыну Камбизу, который, продолжая завоевательную политику отца, в 525 году двинул свои войска на Египет. Египет был завоёван. Но в отсутствие Камбиза на его родине в Иране произошло восстание, которое возглавил мидийский жрец Гаумата, выдававший себя за брата Камбиза Бардию. Направившись в Иран, чтобы подавить восстание, при неясных обстоятельствах, в пути Камбиз умер. Персидский престол захватил самозванец – Лжебардия. Однако в том же 522 году в результате заговора он был убит и на престол взошёл один из заговорщиков, – избранный «семью персидскими домами» представитель царского рода Ахеменидов Дарий I (Дарявахуш I) Гистасп. И опять цитата из Иосифа Флавия: «Ещё в бытность свою частным человеком Дарий дал обет Богу, что если он станет царем, то пошлёт в иерусалимский храм все священные сосуды Предвечного, которые ещё находились в Вавилоне» (И. Ф. т.2, с.48). Дарий не только выполнил данный им ранее обет, но и отпустил на родину остальных евреев. В качестве руководителя был поставлен один из приближенных к царю людей – Зоровавель, «сын Салафиилев,.. отпрыск от корня Давидова». Более подробно эта история уже излагалась в моём эссе «Дарий и Зоровавель» («Заметки» №19, 09.2002г.). Иосиф Флавий приводит следующие данные о количестве возвратившихся в Иудею евреев: «Общее число выступивших евреев, свыше двенадцатилетнего возраста, было 4628000 (комментаторы предполагают, что это число преувеличено в связи с ошибкой в тексте. Д. Г.) из колен Иудова и Вениаминова и семьдесят четыре левита; кроме того, ушло сорок тысяч семьсот сорок две женщины с детьми. Кроме упомянутых, тут было ещё сто двадцать восемь певцов из левитов, сто десять привратников и триста девяносто два служителя. К ним присоединились ещё шестьсот шестьдесят два человека, выдававших себя за евреев, но не бывших в состоянии доказать своё (иудейское) происхождение... За отправившимися в Иерусалим последовало множество рабов, а именно в количестве 7337 человек; кроме того, тут же было двести сорок пять арфистов и арфисток. Верблюдов было четыреста тридцать пять, а вьючного скота 5525» (И. Флавий. «Иудейские древности», т.2. с.53). Возвращение в Иерусалим оказалось, отнюдь, не самым простым делом. Вернувшиеся встретились с рядом проблем. К ним относятся не только «осложнения» с «нечистыми» соседями – самаритянами (это были т. н. «хуфейцы, которых царь Салманасар вывел из Персии и Мидии и поселил в Самарии». И. Флавий. «Иудейские древности» т. 2, с. 46), не только трения, возникшие между «правителем» Зоровавелем и «великим иереем» Иисусом, но и чисто «технические проблемы» – необходимость обустройства такого большого количества людей, решения бытовых проблем. Поэтому восстановление храма затягивалось. Это, естественно, беспокоило священнослужителей и связанных с ними храмовых пророков, к которым, по-видимому, принадлежал и Аггей. О самом Аггее практически ничего, кроме того, что он жил во время Зоровавеля и другого пророка – Захарии достоверно неизвестно. Нет сведений ни о месте и времени его рождения, ни о месте и времени его смерти. Только две главы достались нам от десятого «малого пророка» Аггея (Хаггаи)... Только две главы... Мало это? Или много? Вот, что пишет М. И. Рижский в своей книге «Библейские пророки и библейские пророчества» (Москва. Издательство политической литературы, 1987г. с.с.248 - 249): «Читая книгу Аггея, нельзя отделаться от впечатления, что выступления пророка преследовали вполне конкретную цель – ускорить затянувшееся строительство храма.... У Аггея Яхве... нуждается в земном доме не менее чем люди: «Так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: «не пришло ещё время, не время строить дом Господень»... А вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении?» (Агг.1:2,4). Пророк от имени бога объявляет, что все бедствия, которые переживал народ в последние годы, насылал на них Яхве за их преступную медлительность в возведении его дома: «Вы сеете много, а собираете мало..., ожидаете многого, а выходит мало; и что принесёте домой, то Я развею. – За что? Говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому. Посему-то небо заключилось и не даёт вам росы, и земля не даёт своих произведений. И Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на всё, что производит земля, и на человека, и на скот...» (Агг.1:6, 9–11). Яхве настоятельно требует ускорить строительство храма: «Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему...» (Агг.1:8). Если верить написанному в книге, то выступления пророка и угрозы Яхве подействовали: «народ убоялся Господа... И они пришли и стали производить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего» (Агг.1:12, 14). В действительности строительство храма продолжалось ещё пять лет, и выглядел второй храм настолько скромнее первого, что Аггей с горечью констатирует: «Кто остался между вами, который видел этот храм в прежней его славе, и каким видите вы его теперь? Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто?» (2:3). Утешая строителей «дома Яхве», пророк обещает им помощь бога: «Ободрись, весь народ земли... и производите работы, ибо Я с вами, говорит Господь Саваоф... Не бойтесь! Ибо так говорит Господь Саваоф: ещё раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, И потрясу все народы, и придёт Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2: 4-7). «Книга Аггея» заканчивается торжественным обещанием Яхве, обращённым к Зоровавелю: «Скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: потрясу Я небо и землю; ниспровергну престолы царств, и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и сидящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого. В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Яхве, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2:21-23). К сожалению, так случилось, что Зоровавель не утвердился на престоле своих предков. Но храм отстроили, государство возродилось. И народ наш жив. Жив до сих пор. Можно понимать (и трактовать) эти оракулы пророка Аггея по-разному. Я хочу понимать их именно так Впрочем, давайте послушаем, что «сказал» мне сам пророк Аггей (Хаггаи), – десятый «малый» пророк из нашей древней Книги.
« Вернуться к списку статей
Посмотреть комментарии » (0)
Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина