Идет загрузка...

Каталог книг


Глоссарий Ссылки


Гарбар Давид . В е р а, Н а д е ж д а, Л ю б о в ь п р о р о к а А в в а к у м а



Чем дальше «продвигаемся» мы по разделу «Пророки» (Невиим), тем короче (за редким исключением, о котором речь ещё впереди) становятся «Книги малых библейских пророков»... И тем меньше знаем мы о самих пророках, – их образы становятся всё более расплывчатыми, исчезают индивидуальные черты... Но тем отчетливее выходят на передний план проблемы, занимавшие авторов этих Книг.
Какие же это проблемы? Справедливость и правда, честь и достоинство, грех и наказание, настоящее и будущее еврейского народа...
И такова специфика этих проблем и этих вопросов и ответов этих мудрецов, что вот уже несколько тысячелетий Человечество повторяет и эти вопросы, и эти ответы, экстраполируя их на своё время и на свои народы.
Однако вернёмся к пророку Аввакуму (Хавакуку, Хабаккуку) – «обнимающему».
Книга начинается словами: «Пророческое видение, которое видел пророк Аввакум». Это, конечно, позднейшая приписка составителя, точно так же, как начало третьей, последней главы: «Молитва Аввакума пророка, для пения». Кроме этих двух упоминаний, об Аввакуме более ничего неизвестно. Датировка его оракулов тоже довольно условна. Есть предположение, что он был пророком-профессионалом на службе Иерусалимского Храма. Но это только предположение...
Правда, упоминание о нём имеется в сказании «О Виле (Беле) и Драконе». Но историки считают это «сказание» вымышленным, написанным позже, в 1 – 2 столетии новой эры.
«Библейская энциклопедия» утверждает, что пророк Аввакум «жил в царствование Иосии и был современником пророка Иеремии» (с. 6). Но перейдём к его «Книге».
Пророчество начинается жалобой, обращённой к Яхве: «Доколе, Господи, я буду взывать, а Ты не слышишь, буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь?» (Авв.1: 2). Далее пророк описывает царящие вокруг него произвол, насилие и беззаконие: «Грабительство и насилие предо мною, и восстаёт вражда и поднимается раздор. От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный» (Авв. 1: 3, 4).
Вслед за этим без перехода начинается речь Яхве, грозящего поднять на провинившихся халдеев – «народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями… Весь он идёт для грабежа... он забирает пленников, как песок. И над царями издевается...; над всякой крепостью он смеётся: насыплет осадный вал и берёт её» (Авв. 1: 6, 9 –10).
Враг страшен, но пророк всё же надеется, что Яхве не допустит окончательной гибели его «избранного» народа: «Но не Ты ли издревле Господь Бог мой, Святый мой? мы не умрём! Ты, Господи, только для суда попустил его. Скала моя! для наказания Ты назначил его» (Авв. 1: 12). И как бы повторяя (?) Иеремию, пророк Аввакум обращается к Яхве: «Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь; для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его, И оставляешь людей как рыбу в море, как пресмыкающихся, у которых нет властителя? Всех их таскает удою, захватывает в сеть свою и забирает их в неводы свои, и оттого радуется и торжествует. За то приносит жертвы сети своей и кадит неводу своему, потому что от них тучна часть его и роскошна пища его. Неужели для этого он должен опорожнять свою сеть и непрестанно избивать народы без пощады?» (Авв.1: 13 –17). Честное слово, не могу удержаться в цитировании: насколько это замечательно (даже в переводе)!..
Во второй главе пророк изрекает проклятия в адрес завоевателя, который «как смерть... ненасытен, и собирает к себе все народы, и захватывает себе все племена» (Авв. 2:5).
Но возмездие Божье неумолимо наступит: «Так как ты ограбил многие народы, то и тебя ограбят все остальные народы за пролитие крови человеческой, за разорение страны, города и всех живущих в нём. Горе тому, кто жаждет неправедных приобретений для дома своего, чтобы устроить гнездо своё на высоте и тем обезопасить себя от руки несчастья! Бесславие измыслил ты для дома своего, истребляя многие народы, и согрешил против души твоей» (Авв. 2: 8 – 10).
Глава 3 и по форме, и по содержанию – настоящий псалом. Недаром она и названа «Молитва Аввакума пророка, для пения» (Авв. 3:1) И какая Молитва!
«Господи! Услышал я слух Твой и убоялся. Господи! Соверши дело Твоё среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости» (Авв. 3:2). А какие сравнения:
«...Покрыло небеса величие его, и славою Его наполнилась земля. Блеск её – как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник его силы! Пред лицем его идёт язва, а по стопам Его – жгучий ветер» (Авв. 3: 3 – 5). «Грустными видел я шатры Ефиопские, сотряслись палатки земли Мадиамской» (Авв. 3:7). И ещё: «Увидев Тебя, вострепетали горы, ринулись воды; бездна дала голос свой, высоко подняла руки свои; Солнце и луна остановились на месте своём пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих» (Авв. 3:10 – 11).
Но пророк надеется и верит в то, что Б-г не оставит народа своего: «Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы. Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха. Ты пронзаешь копьями его главу вождей его, когда они как вихрь ринулись разбить меня, в радости, как бы думая поглотить бедного скрытно» (Авв. 3: 12 – 14).
А завершается эта небольшая (и такая великая!) «Книга» гимном Б-гу. И гимном вере: «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – Но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. Господь – сила моя: Он сделает ноги мои как у оленя и на высоты мои возведёт меня!» (Авв. 3: 17 – 19).
После такой поэзии и такого пафоса трудно предлагать стихи...
Но, тем не менее, послушайте, пожалуйста:

« Вернуться к списку статей
Посмотреть комментарии » (0)
Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина