Идет загрузка...

Каталог книг


Глоссарий Ссылки


Гарбар Давид . Э т и к а п р о р о к а М и х е я




«О, человек! Сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Г- сподь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Б-гом твоим» (Мих. 6:8)

Пророк Михей (Миха) был «первым из великих учителей, кто сделал главный упор на этику». Потом «два величайших мудреца Талмуда повторили его мысль... Когда новообращённый попросил Гилеля дать краткое определение сущности иудаизма, тот ответил: «Что неприятно тебе, не делай своему ближнему. Всё остальное комментарий (к этому) – теперь иди и изучай». Спустя ещё сто лет раби Акива учил: «Люби ближнего своего как самого себя, вот главный принцип Торы» (р. Йосеф Телушкин, «Еврейский мир», Москва. 1995 – Иерусалим, 5755. изд. «Гешарим», стр. 79).
Когда я приступил к работе над «монологом» пророка Михея (Михи), я задал себе вопрос: почему наши великие мудрецы поместили его «Книгу» в раздел «Невиим» («Пророки»), почему Михея не «накрыла» тень его великого современника пророка Исайи? Что должен был нести (и сказать) этот «самый немногословный из всех пророков» (М. Грант. «История древнего Израиля», М. Терра – Книжный клуб, 1998. стр.277), чтобы удостоиться чести быть включённым в Танах (Ветхий завет)?
Но начнём по порядку – с «биографии».
Пророк Михей (Миха) морасфитин (морасфитянин) «был родом из Морешат, маленького городка на юго-западе Иудеи, по соседству с более крупным городом Лахишем. Эти земли сильно пострадали от набегов соседних племён, и особенно во время похода Синахериба на Палестину в 701г. до н.э.: они были захвачены, разграблены, и значительная часть их населения была уведена в плен» (М. И. Рижский. «Библейские пророки и библейские пророчества», М. ИПЛ. 1987, стр.149).
Михей был, как я уже писал, современником «великого (большого) пророка» Исайи.
И жил во времена Иофама (742 – 735), Ахаза (735 – 715) и Езекии (715 – 687), царей иудейских. Но «в отличие от столичного жителя Исайи, он был «провинциалом», может быть, этим отчасти объясняется, что он рассматривает Иерусалим как центр грехов 1:5, 3:10) и предсказывает, что Иерусалим будет превращён в груду развалин, тогда как Исайя (1:26), напротив, предвещал, что Иерусалим сохранится как «город правды, столица верная» (М. И. Рижский, стр. 149).
Между прочим, Михей – единственный пророк, о котором упоминается в другой пророческой книге. В Книге Иеремии (более поздней) рассказывается о таком эпизоде: иудейский царь Иоаким разгневавшись на пророка Иеремию за то, что тот предсказывает неизбежный захват Иерусалима вавилонским царём, велит предать Иеремию смертной казни. Тогда «из старейшин земли встали некоторые и сказали ко всему народному собранию: «Михей морасфитянин пророчествовал во дни Езекии, царя иудейского, и сказал всему народу иудейскому: так говорит Яхве Саваоф: Сион будет вспахан, как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего – лесистым холмом. Умертвили ли его за это Езекия, царь иудейский, и весь Иуда? Не убоялся ли он Яхве?» (Иер. 26: 17 – 19).
Описанная в Книге пророка Иеремии сцена произошла в 609 году до и. э., т. е почти через 100 лет. Что же такого должен был сделать этот «малый пророк» Михей, чтобы век спустя «старейшины» процитировали отрывок из его пророчеств почти дословно, так, как они приведены в дошедшем до нас тексте Книги пророка Михея (3:12)?
Вот, что пишет М. И. Рижский (стр. 149 – 150): «В Книге пророка Михея 7 глав. В них без особой последовательности звучат те же высказывания, что и у Амоса, Осии, Исайи: обличения Иуды и Израиля в грехах и призывы к исправлению, угрозы и утешения,... резкие и страстные нападки на тех, в «чьих руках власть и сила», – «глав и князей дома Иакова» за их насилия и грабёж народных низов. За обман и вымогательство. От имени Яхве пророк обличает их: «Вы... едите плоть народа моего и сдираете с них кожу их, а кости их ломаете и дробите как бы в горшок, и плоть – как бы в котел (3:3). Эти насильники «пожелают полей и берут их силою, домов, – и отнимают их; обирают человека и его дом, мужа и его наследие» (2:2). Везде царят подкуп и обман: «Начальник требует подарков, и судья судит за взятки» (7:3).
Пророка удручает всеобщее моральное падение: «Не стало милосердных на земле, нет правдивых между людьми...» (7:2). Никому нельзя доверять. «Не верьте друг другу, – скорбит он, – не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих. Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка – против свекрови своей; враги человеку – домашние его» (?: 5 – 6). Не лучше ведут себя и священники, и пророки, они лгут и вводят в заблуждение народ; это лицемеры, которые «учат за плату и... предвещают за деньги, а между тем опираются на Яхве, говоря: «не среди ли нас Яхве? Не постигнет нас беда!» (3:11)... За всё за это Яхве страшно покарает Иуду и Израиль, наведёт на них опустошение и гибель, Самария и Иерусалим будут обращены в груды развалин (1:6; 3:12; 6:16). И напрасно лицемеры надеются умилостивить Яхве множеством жертв и даже принесением в жертву своих первенцев, как это делают поклонники других богов: «Но можно ли угодить Яхве тысячами овнов или несчетными потоками елея?» (6: 6 – 7). Яхве требует от человека иного: «действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить перед богом..»(6:8).
Мне кажется, что именно в этих словах и заключается этика пророка Михея (Михи) – шестого «малого пророка» Танаха, «самого немногословного из всех пророков», человека, не побоявшегося говорить правду перед «главами и князьями дома Иакова».
Конечно, как и у всех пророков Танаха, страшные угрозы Яхве в пророчествах Михея то и дело перемежаются с утешающими и ободряющими оракулами. Некоторые из них считаются более поздними вставками, сделанными редакторами, чтобы «несколько смягчить суровый и мрачный тон предсказаний древних пророков о будущем их народа». По мнению критиков этого рода, пророки типа Амоса и Михея вообще не видели никакого просвета для Израиля, предавшего своего бога. Другие исследователи придерживаются на этот счёт иного мнения, считая, что «пророки У111 века не могли оставить «избранный» народ без всякой надежды на своего бога, на возможность заслужить его прощение хотя бы в неопределённом будущем» ( М.И.Рижский, стр.153)
Можно ещё и ещё приводить цитаты из материалов исследований «Книги пророка Михея» (Михи). Но не лучше ли предоставить слово ему самому (так как его
услышал я):

« Вернуться к списку статей
Посмотреть комментарии » (0)
Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина