Авторизация
Идет загрузка...
Глоссарий Ссылки


Некрасовская Людмила. Рождение пророка Моисея


от администрации сайта - Эстер Тахтерина

Самым значимым событием своей древней истории евреи считают Исход из египетского рабства. Недаром молитвы, в которых народ благодарит Б-га за Исход вплетаются в обряд каждого праздника – ведь Исход считается не физическим, а, в первую очередь , духовным событием, уходом не просто от тяжелого труда и постоянных преследований. Это уход от древнейших языческих культов к монотеизму, иудаизму с его жесткой этической системой и требованиями чистоты – физической и духовной. У представителей всех последующих монотеистических конфессий почтительное восхищение вызывает яркий образ вдохновителя Исхода – пророка Моше(Моисея). Но в сознании еврейского народа сохраняется память о тех, без кого его подвиг был бы невозможен. Это, в первую очередь, его семья. Недаром пророк Миха (Михей) повторяет обращенные к народу Б-жественные наставлении говорит «Я... послал перед тобою Моисея, Аhарона и Мариам" (книга пророка Михи 6:4). И каждый из них был по праву первым. Первый из пророков Израиля - Моше, первый из первосвященников - Аhарон, первая из упомянутых в Ветхом Завете пророчиц - Мириам.
Надо сказать, скудный на подробности текст Еврейской Библии ярко расцвечен Устной традицией – мидрашами, которые я буду использовать при описании событий.
Рождение Моше связано со сложнейшим периодом преследование и гонений. Новый, «не помнящий Иосифа» фараон боится вольных пастухов – иври. Они многочисленны, сильны и опасны. Это дешевая рабочая сила. И чем больше нагружать их трудом, тем меньше у них останется сил на размножение. Не помогло, ведь эти трудяги только крепче становятся, и к тому же они чрезвычайно чадолюбивы.
И тогда фараон решает идти более действенным путем: все вновь родящиеся у евреев мальчики должны быть немедленно умерщвлены! Но не египтянам же заниматься грязной работой, ведь отцы убиваемых младенцев могут поднять бунт. Для чего и отдается соответствующий приказ повитухам: принимая роды, убивать всех младенцев мужского пола... Библейский текст донес до нас имена двух отважных повитух – Шифры и Пуа, которые исхитрились обманывать надсмотрщиков фараона. Повитухи уверяли, что еврейские женщины слишком крепкие, рожают быстро, не дожидаясь помощи. А то и прячутся для родов под яблонями. Тут следует упомянуть, что египтянки внутри дома не рожали – их крики, якобы, привлекали злых духов, поэтому возле каждого дома имелись специальные «родильные камни». Устное предание называет другие имена отважных повитух - Иохавед и ее пятилетняя дочь Мириам. Их подвиг неподчинения властям был удостоен великой награды, потому что потомки старшего сына Иохаведы Аhарона станут кохенами(жрецами) Храма, потомки ее дочери Мариам - царями Израиля. И даже первый еврейский ювелир, строитель переносного храма мишкана (скинии) Бецалель тоже потомок Мириам. Мидраши рассказывают нам, что Некий Амрам из колена Леви, решил расстаться со своей женой – той самой Иохавед, чтобы не обрекать на гибель сыновей. Он даже уговорил других мужчин последовать своему совету. Но в их круг врывается маленькая отважная Мириам и кричит, что тем самым они лишают права на жизнь и своих дочерей. И настолько она убедительна, что Амрам и Иохавед снова соединяются, Мириам пляшет на их свадьбе и предсказывает родителям, что их сын будет великим пророкпм и освободит народ из тяжелого рабства. И действительно, через год, ночью, Иохавед рожает мальчика. Малыш недоношен, поэтому его удается прятать в течении трех месяцев. Но наступает момент, когда скрывать рождение мальчика больше не возможно. Именно Мириам, как гласит устное предание, уговаривает родителей положить ребенка в водонепроницаемую корзинку и доверить его судьбу водам Нила. Пока мать рыдает у кромки воды, отважная малышка бежит по берегу, следит за корзинкой с братом. И вот - о, радость – его извлекают из воды служанки бездетной дочери фараона. А недалеко стоит по колено в воде маленькая девочка и напряженно следит за спасенным братом (не забывайте – в Ниле водятся крокодилы)...
Еврейский историк, Йосе́ф бен Матитья́ху (Иосиф Флавий) называет имя дочери фараона- Фермуфис. Эта добрая женщина страдала проказой. И пришла она на берег Нила ранним утром, чтобы омыться в его священных водах и облегчить свои страдания от этой страшной болезни. Фермуфис потрясена: она из любопытства коснулась сияющего тельца найденыша и - ее обезображенная проказой рука сделалась здоровой! В этот миг надежда и любовь вспыхнули в сердце Фермуфис - найденный ребенок должен стать ее приемным сыном. Неважно, что это еврейский малыш, из тех, кого папа-фараон приказал уничтожать. Дочь фараона сама знает, кто в Древнем Египте еврей, а кто - нет! Она призывает кормилицу, но малыш отказывается есть. И тогда из камышей выбегает Мириам и уговаривает Фермуфис отдать малыша еврейской кормилице, каковой и станет Иохавед.
В тексте Пятикнижия, да и в устной традиции мы еще не раз встретимся с Мириам, этой замечательной во всех смыслах женщиной. Ее песнь, спетая после перехода через Чермное море, станет древнейшим образцом ивритской поэзии. А главное - «Колодец Мириам», источник, который сопровождал народ в пустыне, он возникал в местах стоянок и давал жизнь. Это очень высокое духовное свойство женщины. В Мидраше сказано, что колодец иссяк, когда умерла Мириам, хотя существует предание, что он обнаружен в озере Кинерет, которое снабжает Израиль пресной водой.. 39 лет в пустыне Мириам служила Творцу и своему народу, «поила» его и вдохновляла, была активной помощницей своим великим братьям. Умерла она тихо и безболезненно, у вод Меривы, так же, как и ее братья – от дыхания Творца, ведь ангел смерти был над ними не властен.

И вот что поражает автора этих строк – даже восхищаясь другими вождями Исхода, христианские мыслители, художники , поэты, предпочитают не замечать Мириам. Еще бы – женщина, обладающая отвагой, бойцовым нравом и ярким интеллектом, не вписывается с образ кроткой домашней овечки. Неудобная женщина – ни в древности, ни в средневековья. Зато для 21 века, пожалуй, в самый раз! А как по вашему, дорогой читатель?

« Вернуться к списку статей
Посмотреть комментарии » (0)
Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина