Авторизация
Идет загрузка...
Глоссарий Ссылки


Некрасовская Людмила. Слезы Рахили


"Рахель плачет о детях своих и не может утешиться" (книга пророка Иеремии (Ирмеягу) 31:15).
Рахиль часто сравнивают с кротокой овечкой, однако разве внешнее сходство, красота , нежная и трепетная прелесть Рахили отражают в полной мере стойкий характер и трагическую ее судьбу . Как пишет рав Адин Штейнзальц : «Рахель стала как бы олицетворением трагической судьбы народа Израиля. И хотя еврейский народ лишь частично происходит от потомков Рахели, мы видим в ней символ матери, плачущей о своих сыновьях. Трагедия ее личной жизни ассоциируется с трагической историей народа, пережившего изгнание и тяжелые страдания. Его тоска по Родине, обретенной и затем утраченной, перекликается с тоской Рахели, долгие годы ожидавшей возможности быть с любимым человеком и умершей, когда ее мечты начали осуществляться. Поэтому на протяжении многих веков, во времена Первого и Второго Храма, и конечно после разрушения Второго Храма, образ Рахели символизировал Шхину* в изгнании.» Итак, Рахель – символ Б-жественного присутствия в изгнании. Значит, следует попристальнее вглядеться в судьбу этой женщины, постараться понять ее.
Иаков, встретив Рахиль, сразу вспыхивает страстью, он соглясен семь лет трудиться на Лавана, чтобы заслужить право на ее любовь. Бежать вместе они не могут – девушка под строгим присмотром, похоже, не только отца, но и сестры. А то, что Леа влюбилась в Иакова совершенно ясно. Была ли Леа некрасива? Тора скупа на описания внешности, знаем только, что Леа была «слаба глазами», и, скорее всего, далеко не столь привлекательна. Но Рахель была привязана к сестре настолько, что пожертвовала для нее своим счастьем, согласилась на то, что не она, а сестра стала первой женой Иакова, матерью его первенцев. Леа была плодовита – одного за другим рожает сыновей, а Рахели своих детей надо вымаливать. Причем, когда она обратилась за помощью Иакова, получила раздраженный ответ, от муже, принявшего просьбу за простой каприз - он и так любит ее больше плодовитой сестры, что же ей еще надо. Давайте теперь вспомним – так ли уж необычна ситуация? Ведь и Сара и Ривка своих детей вымаливали, их сыновья появлялись на свет после долгого ожидания, да и детей было гораздо меньше, чем у Леи Зато сыновья были особыми. Сын Сары был хранителем дела отца, сыновья Ривки – основателями народов. А сын Рахили, пройдя через тяжелые испытания, привел еврейский народ в Египет – чтобы спасти его от голода. И, в конечном счете, привести будущий народ к горе Синай. Эпизод из нелегкой судьбы Рахели, который свидетельствует о ее уме и мужестве, приводит к ее ранней гибели. Рахель крадет домашних терафимов своей семьи. Для человека 21 века это кажется чуть ли не ребячеством. На самом деле Лаван не даром кинулся в погоню за фигурками домашних божеств – каждое из них, по древним поверьям, связывалось с участком земли или водным источником. То есть, Рахель просто – напросто, понимая, что именно труд Иакова сделал ее отца богачом, украла у него свидетельства на право собственности. Хотела ли она отомстить Лавану за хитрость и жадность, за четырнадцать лет своего ожидания счастья? Мотивацию поступка Рахели Тора не дает, можно только догадываться о них. Но есть еще несколько «мелких» подробностей: когда Иаков и Эйсав встречаются, Иаков представляет брату свою семью. И Лея гордо выступает, ведя за собой сыновей. А прекрасный Иосиф, совсем еще подросток, идет впереди матери – мужчина должен защищать самое ценное, что у него есть. И это свидетельствует о сыновней любви. А ведь для матери вряд ли найдется что-либо важнее. После смерти Рахили, к ее служанке переносит свою одежду не только Иосиф , но и Иаков. Тем самым он дает понять семье – его привязанность к Лее была жива, пока жива была главная любовь его жизни.
Итак - две сестры. Одна, Лея, плодовитая, хлопотливая, мать и жена, получившая право быть похороненной рядом с мужем в гробнице Махпела. символ земли. Земли Израиля. Вторая – Рахель, которой доверено быть заступницей за народ Израиля, «плакать за него» в минуты горя. Недаром к ее одинокой гробнице приходят за утешением и духовной поддержкой. Символы духовный, небесный и земной. Но они неразрывны, как счастье и боль, радость и горечь.
Эстер Тахтерина

« Вернуться к списку статей
Посмотреть комментарии » (0)
Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина