Авторизация
Идет загрузка...
Глоссарий Ссылки


Некрасовская Людмила. Царь, пляшущий с пророками


Для того, чтобы хотя бы немного приблизиться к пониманию тайны библейского текста, следует определиться с понятиями. Для нас с вами слово пророк соответствует своему значению в древнегреческом – прорицатель. Но в древности значение пророчества было гораздо глубже и таинственней. Пророком называли человека, который, по мнению окружающих, вступал в контакт со сверхъестественным, посредник между Божеством и человечеством; провозвестник божественной воли. Пророки - ведущие персонажи многих религиозных культур. В древнееврейских текстах пророков обозначали словом «нави», означающим «тот, кто призывает (возвещает, проповедует)» или в пассивном смысле — «тот, кто призван». И свою задачу нави видели в утверждении превосходства морально-этического начала и монотеизма над языческими культами. Встречаются также термины «роэ» — «провидец» и синонимичное «хозэ́» - «прозорливец», но достаточно редко. Во множественном числе «невиим» обозначало сообщества пророков, группировавшихся, например, вокруг Шмуэля(Самуила), Элияу(Илии) и Элиши(Елисея); храмовых (школа храмовых пророков была основана при Иерусалимском Храме царем Соломоном) и придворных (царских) пророков; а также языческих пророков. Часто употребляется термин «сыны пророческие» — учащиеся так называемых пророческих школ. В этих училищах ученики жили совместно под руководством своего главы и учителя. Они не только вместе учились, молились, но и занимались самыми обыденными делами. Зачастую «сыны пророческие» были людьми семейными.
Но главным был морально-этический заряд, который несли их послания. Свою миссию еврейские пророки видели не просто в предсказании будущего, библейские пророчества затрагивают весь основной спектр духовной и материальной деятельности человека: вопросы жизни и смерти, теологии и культа, этические нормы, проблемы внутренней и мировой политики, социальные и экономические антагонизмы, правовые коллизии, семейные взаимоотношения и многое другое. Взор пророка обращен не только в будущее, близкое и далекое, он как бы пронзал время, вплоть до конца времен и становления нового мира. И одной из форм самовыражения пророков, «языком», которым они говорили с Б-гом, были музыка и танец, пластика которого была сугубо индивидуальна, главным было раскрепощение. В одном из самых торжественных, обращенных к богу разделов ТаНаХа – Тегилим (Псалмах) есть прямые указания на служение Б-гу в танцах:
Пс.149. hалелуя. Пойте Господу новую песнь: славьте Его - в собрании преданных Ему!. Радуйся Израиль Создателю Своему; ликуйте, дети Сиона, перед Царем своим! Воздайте хвалу имени Его в танцах, играйте перед Ним на бубне и на арфе.
Книга пророка Иеремии, гл. 31 : «Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена, дева Израилева, снова будешь украшаться тимпанами твоими и выходить в хороводе веселящихся », «Тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши и старцы вместе». Особняком стоят два эпизода, связанные с первыми израильскими царями Шаулем (Савлом) и Давидом.
В книге пророка Шмуэля алеф (Первая книга Царств), гл. 10 повествуется о помазании Шауля на царство пророком Шмуэлем. После помазания, Шауль получает от пророка точные инструкции на ближайшее будущее, в том числе «. 5.Затем ты придешь на Холм Б-жий, туда, где наместники плиштим. И будет по приходе твоем туда, в город, встретишь сонм пророков, сходящих с возвышения, и пред ними арфа, и тимпан, и свирель, и лира, и они пророчествуют. 6. И пребудет на тебе дух Господний, и ты будешь пророчествовать с ними, и превратишься ты в мужа другого. 7. И будет: когда сбудутся для тебя эти знаки, делай то, что доступно руке твоей, потому что Б-г с тобою.» Поскольку танец был формой самовыражения бродячих пророков, то и будущему царю предлагалось раскрепоститься в пророческом танце – и стать совершенно иным человеком, не пастухом, а царем. Далее «сбылись все те знамения в тот день. 10. И они пришли туда, в Гиву, и вот сонм пророков навстречу ему, и пребыл на нем Б-жий дух, и стал он пророчествовать среди них. 11. И было: всякий знавший его со вчерашнего (и) третьего дня, они видели, (что) вот он с пророками прорицал, и сказал народ друг другу: Что это стало с сыном Киша? Разве и Шауль меж пророков?» Только после пророческого преображения Шауль становиться подлинным царем и начинает править. Именно Шауль начал в среде еврейских племен преобразования, необходимые для формирования государства. Давид стал достойным продолжателем – став царем, он завершает военную реформу и делает самый важный шаг к объединению - он завоевывает не принадлежащий ни одному из колен город Иерусалим, превращая его в государственную столицу. Следующий важнейший этап – формирование духовного центра для всего народа. С этой целью Давид – завоеватель покупает у прежних владельцев города гумно – значительного размера удобную площадку на возвышенности. Здесь Давид планирует возвести Храм - как центр духовного притяжения. И переносит в свою новую столицу Ковчег Завета. Это триумф Давида, он горд и счастлив. С ним его дружина, с ним ликующий народ. Сам Давид одел «льняной эфод» - жреческое одеяние и приносил жертвы и танцевал перед Ковчегом вместе с пророками. И вот Ковчег в столице, царь оделил народ едой, теперь Давид готов благословить свой дом – имеется в виду не здание, конечно, а семья – жены и дети. И тут Мелхола (Михаль), жена его юности, доказавшая ему когда-то свою преданность, набрасывается на него с упреками. Ясно, что оскорбленная его предыдущими поступками (см. Мелхола) женщина просто пользуется предлогом, чтобы обвинить мужа в недостойном поведении. Но Давид , как всякий мужчина, тем более, успешный, облеченный властью, не намерен выслушивать одну из многочисленных жен. Конфликт, на который «нарвалась» Мелхола, заканчивается для нее поражением. По мнению мудрецов, Давид «отослал» ее, Мелхола закончила свои дни в одиночестве и забвении. А в истории навсегда остался эпизод с «Царем, который танцевал с пророками» , славя Б-га
Это не просто память – до наших дней сохранился обычай: при внесении нового сватка Торы в синагогу мужчины танцуют перед свитком на всем протяжении от дома, где ее писали, до дверей синагоги.
Эстер Тахтерина

« Вернуться к списку статей
Посмотреть комментарии » (0)
Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина