Авторизация
Идет загрузка...
Глоссарий Ссылки


Некрасовская Людмила. Вирсавия : «секс-символ» библейской эпохи


Комментарий библеиста к серии живописных и поэтических портретов самой эротичной героини ТаНаХа
Что знаем мы об этой женщине. Во-первых, в Еврейской Библии все имена и названия – говорящие, символичные. При переводе на греческий (койне - греческий язык той эпохи, когда были выполнены первые переводы Еврейской Библии , позднее принятые в качестве канона, во всяком случае для имен и названий, по своей мелодике весьма сильно отличался от библейского иврита) они были изуродованы настолько, что исказился смысл, поэтому позвольте мне вернуть имени нашей героине первоначальное звучание. Бат – Шева (сегодня его произносят цельно - Батшева)означает «дочь клятвы». Какой именно, в тексте не уточняется, вполне возможно, что в жены военачальнику, хетту Урии, ее обещали чуть ли еще до ее рождения. Во всяком случае, один из талмудических трактатов указывает, что брак был заключен по настоянию Давида. Ее отец – Элиам, чье имя в переводе означает «Божий народ», тоже обладал таким «говорящим» именем не зря, во второй книге пророка Самуила (23: 34) он указан как один из 37 личных гвардейцев Давида, бывший членом давидовой ватаги еще тогда, когда Давид не только не был царем, но и племенным вождем еще не был. Элиам был с Давидом в Одолламской пещере, прошел с ним через многие испытания – то есть был предан вождю (недаром в переводе Давид - «очаровательный, обаятельный) лично и искренне. О хетте Урии (в переводе «огненный») мы узнаем из той же второй книги пророка Самуила и из первой книги Хроник (11:41) как бойце из той же ватаги. Талмуд повествует, что перед тем, как стать оруженосцем Давида, Урия был оруженосцем Голиафа (Гольята), именно он протянул юноше - пастуху меч поверженного. Набирая силу сначала как племенной вождь, затем как общеизраильский царь, Давид вместе с собой возвышал и свой ближний круг. При разделе армии на боевые подразделения, на командные должности Давид назначил тех, кому мог доверять безоговорочно. В свою очередь, каждый из его ближней дружины также безоговорочно верил своему царю. Вторая книга Царств описывает нам чудовищный по сути эпизод – увидев обнаженную купальщицу, царь отринул все свои моральные запреты и приказал привести ее к себе, невзирая на ее собственные желания – так была она хороша и соблазнительна. Более того, узнав, что возлюбленная беременна, царь приказал подставить ее мужа под вражеские мечи ( вторая книга Царств 11:15 ). За что и расплачивается жизнью своего первенца от любимой женщины. Любила ли царя сама Батшева? Библейский текст не поведал нам таких подробностей, но эта скромная женщина никогда не злоупотреблявшая своей властью над царем стала матерью величайшего из иудейских царей, слава о мудрости которого прошла через века – Соломона (Шломо) и его брата Нафана (Натана). Кстати, имя, данное великому царя родителями Иедидия («возлюбленный Б-гом»), имя Шломо , согласно Талмуду, дано этому миролюбивому царю народом. Сыну Батшевы дано было великое благословение – построить в Иерусалиму Храм Б-гу Израиля, ставший центром иудейского мировоззрения. Но и жизнь и право на деяния Соломона, право на власть были выстраданы его матерью и отцом. Сначала пророк Натан – духовный руководитель Давида, передает царю известие о негативном отношении Б-га к его поступку и делает это в иносказательной форме: ставшей одним из шедевров библейского нарратива притче об овечке бедняка( 2 книга пророка Самуила 11:27-12:14). Из раскаяния Давида, последовавшего за смертью маленького сына родился один из самых мощных его псалмов – 51 (в масоретской, т.е. еврейской нумерации): «Перед Тобой одним согрешил я и злое в Твоих глазах сотворил — оправдай Своим словом, оправдай на суде». Но привязанность Давида к Батшеве стала не мене сильной, пройдя через это испытание. Соломон отнюдь не был первым в списке престолонаследия, но уверенность в его уме и таланте подлинного правителя была столь велика и в пророке Натане и в ближнем круге царя, что они убедили Батшеву пойти к ослабевшему царю, на трон которого уже зарились старшие отпрыски, войти в опочивальню Давида и уговорить его назначить именно Соломона своим наследником и соправителем. Влияние царицы не уменьшилось, несмотря на то, что ее место в царской постели уже давно занимали другие женщины (первая книга Царств 2:1; первая книга Хроник 23:19.). Последний эпизод , в котором мы встречаем Батшеву (первая книга Царств 2:3) описывает ее доброту и простодушие, не утраченное за многие годы в опутанном интригами царском дворце: она приходит в ставшему царем сыну, чтобы попросить его за одного из сводных братьев. Сын отказывает матери – но объясняет причину отказа , что говорит о сохранившемся уважении к ней.
Вот и все, что мы знаем о судьбе и характере этой незаурядной женщины. А в общей памяти сохранилась в первую очередь легенда о ее соблазнительной, необычайной красоте. Недаром лингвисты связывают ее имя с хеттской богиней любви и красоты. Многие художники называли именем Вирсавии свой эталон женской эротичности, но не так много мастеров, наделивших ее не просто очарованием и соблазнительностью, но и характером. Таким, чтобы вдохновить поэта.
Кстати, имя Батшева до сих пор популярно в еврейской среде
Эстер Тахтерина

« Вернуться к списку статей
Посмотреть комментарии » (0)
Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина