Авторизация
Идет загрузка...

Каталог книг


Глоссарий Ссылки


Гарбар Давид . Иудейские праздники. Предисловие


Я никогда не ставил перед собой задачи написания такого цикла. Все происходило само собой: по мере углубления в историю моего народа, по мере ознакомления с его традициями, по мере осознания нашей связи через пространство и время...

Так и собрались эти стихотворения, посвященные ряду его (наших) религиозно-исторических праздников. Не всех, а только тех, что каким-то образом затронули мое воображение, мою душу. Время написания каждого из них указано

Как и у любого древнего народа, в основе еврейских праздников лежат еще более древние – пастушеские, земледельческие. Но каждый народ «переделывает» их, приспосабливая к событиям своей истории. Вот и евреи тоже. Однако слово ученым: «Израильтяне переделали на собственный лад три главных ежегодных календарных праздника ханаанеев: Опресноков, или незаквашенного хлеба (Массот), – когда с весной подходят к концу зимние дожди, «как появится серп на жатве»; Седмиц, или Пятидесятницу, - ранним летом, «с первыми плодами трудов твоих»; и Урожая – осенью, «когда уберешь с поля работу твою»... Впрочем, народ Израиля... ввел характерные собственные новации, недвусмысленно связав каждый из этих циклически повторяющихся поводов с последовательными историческими событиями, посредством которых Яхве принес им спасение. В результате праздник Урожая... был переименован в праздник «Шатров», или Кущей, или Скиний (Суккот), и превратился в ...напоминание о том, как израильтяне обитали во временных жилищах при переходе с Моисеем через пустыню. Праздник Седмиц, или Пятидесятницы, бесхитростно подвергли аналогичному переосмыслению с тем, чтобы он свидетельствовал о Завете, который, как верили, был дарован в то же время года. Праздник Опресноков также был слит и объединен с другим, непосредственно предшествующим ему в календаре празднеством – Пасхой (Песах). Пасха, возможно, является единственным из главных праздников израильского религиозного года, который восходит к доханаанейским временам. Первоначально он был пастушеским обрядом – весной кочевники приносили в жертву молодое животное ради плодовитости стада. Однако вместо этого еврейские письменные источники и на сей раз отнесли праздник к одному из спасительных событий, а именно к самому важному из них – Исходу... Первоначально Пасха не являлась поводом для паломничества, хотя впоследствии стала им. Ее праздновали дома, и там, и в общественных местах пели ряд псалмов, называемых Халлель. Удивительное сочетание национального и семейного праздника, Пасха, как и три праздника, перенятых у ханаанеев, побуждали и побуждают каждое новое поколение вновь задумываться о рабстве своего народа, об освобождении и божественном избрании» (Майкл Грант «История древнего Израиля», Москва, «Терра – Книжный клуб», 1998. стр. 73-74).


К цитированному могу добавить, что в предлагаемый Вашему вниманию цикл входят стихотворения, посвященные и другим праздникам. Некоторые из них сопровождаются послесловиями и примечаниями. Но главное, - они отражают мое восприятие этих Праздников – Праздников Истории и Духа Еврейского Народа.


И ещё одно добавление: так случилось, что некоторые из стихотворений этого цикла позднее оказались включёнными в другие произведения, и в частности, в «Поэму Исхода». Но от этого они не стали для меня ни менее значительными, ни менее дорогими. И поэтому я позволяю себе их повторить.



« Вернуться к списку статей
Посмотреть комментарии » (0)
Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина