Идет загрузка...

Каталог книг


Глоссарий Ссылки


Гарбар Давид . Ш А В У О Т тетраптих


Приближается один из самых главных иудейских праздников – Шавуот ( по русски - Пятидесятница, поскольку от второго дня праздника Песах до него проходит пятдесят дней, в течении которых в Иерусалимский Храм ежедневно приносился жертвенный снопик ячменя).
Когда-то он вместе с праздником опресноков (Песах) и праздником кущей (Суккот) был главным в череде еврейских праздников и относился к так называемым "шлоша регалим" - трем праздникам обязательного паломничества. Теперь значимость этого праздника несколько уменьшилась – его обрядность уступает обрядности всё тех же древнейших праздников Песах, Суккот и более поздних, таких как Пурим или Ханука. Тем не менее, это очень важный праздник, замыкающий весенне-летний праздничный цикл.
А как много заключено в этом празднике! Вот что пишет в книге «Вот праздники Бога» Е. Э. Носенко: «В библейскую эпоху Шавуот принадлежал к числу трёх главных земледельческих и паломнических праздников, наряду с Праздником пресных хлебов и праздником Суккот. В Книге Договора он обозначается как Праздник жатвы… Аграрная природа праздника очевидна и в другом его названии (которое встречается в послепленных текстах): «День первых плодов». Название «Праздник недель» (Шемот 34:22, Деварим 16:10) также в определённой мере отражает календарно-сельскохозяйственную природу праздника и его связь с Праздником пресных хлебов; отсчёт времени до начала праздника вели с того момента, как «поднимется серп на ниву» (Деварим 16:9) (с.с. 189-190) И продолжает: «Предполагается, что уже в конце библейской эпохи Шавуот иногда стали воспринимать как День дарования Торы на горе Синай» (стр. 191)... «В эпоху средневековья праздник Шавуот всё более воспринимают как День Синайского Откровения, так как раввины окончательно установили, что в день празднования Шавуот была дарована Тора (Шемот 19:1 и сл.). Особое значение придавали празднику Шавуот каббалисты в XVI в., полагавшие, что в этот день происходит единение Бога и Шехины (Божественного Присутствия) и что всю ночь с 5 на 6 число месяца сиван надлежит проводить за чтением начальных и конечных отрывков из недельного раздела ТаНаХа, мишнаитских трактатов и Книги Зогар» (стр. 193).
Можно долго перечислять всё, связываемое с днями (их два) празднования Шавуот.
Но, готовя материал к публикации, я неожиданно для себя обнаружил, что последнее время практически каждые два-три года писал стихи к этой дате. Некоторые из них я даже «потерял» и обнаружил только в своём архиве.
И интересно было наблюдать, как менялось моё восприятие и этой даты, и тех событий, которые с ней связывают. Впрочем, это уже – в стихах:

« Вернуться к списку статей
Посмотреть комментарии » (0)
Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина