Идет загрузка...

Каталог книг


Глоссарий Ссылки


Гарбар Давид . Валтасар и Даниил


У этой истории два главных действующих лица: последний правитель Вавилонии Валтасар (Балтасар, Бельшацар, Бэлшаррууцур) и один из самых известных пророков древности Даниил (Даниэль). Мало кто из наших современников не знает имени «царя Валтасара», не слышал о знаменитых «пирах Валтасара» или о не менее знаменитой надписи на стене пиршественного зала, предрёкшей гибель этого человека и его империи. А пророк Даниил! Кто не знает о чудесном спасении Даниила и его друзей, брошенных в горящую печь по приказу царя Навуходоносора (Невухаднецара, Набукудурриуцура) или о не менее счастливом спасении Даниила, брошенного по приказу царя Дария (Дарявахуша) в яму со львами (т. н. «львиный ров»)… Ну и, конечно, – Даниил, толкующий Валтасару значение вышеупомянутых слов, начертанных неведомой рукой на стене пиршественного зала! Но значительно меньшее количество людей знает, в какой связи произошло это событие, каковы были обстоятельства встречи этих двух исторических личностей и какое отношение это имеет к истории еврейского народа. Впрочем, давайте по порядку. Даниил. Его имя и деяния обросли таким количеством легенд, что уже трудно отделить правду от вымысла (или домысла). Но, главное, что он нам оставил, – это пример мужества, несгибаемой воли, смелости и веры. И этого вполне достаточно! Даниил принадлежал к числу тех «знатных иудейских юношей и родственников царя Седекии, особенно отличавшихся физическою силою и красотой», которые по приказу вавилонского царя Навуходоносора были взяты ко двору и «отданы для воспитания (особым) преподавателям» (И. Флавий. «Иудейские древности» т.2. стр30. Минск, «Беларусь» 1994г, далее только стр.). Уже в самом начале своего пребывания при дворе Навуходоносора юноша Даниил отличился своим умением отгадывать и толковать сны, предсказывать будущее, а также своей несокрушимой верой в Бога и приверженностью к Законам, установленным Торой. Способности Даниила и его товарищей позволили им возвыситься, и царь даже сделал их «управителями всего своего царства» (с.33). После смерти Навуходоносора и ряда придворных пертурбаций к власти в Вавилоне пришёл сын царя Навуходоносора Валтасар. Несколько слов о нём. Валтасар формально не был царём. После смерти Навуходоносора (605 –562г. г до н.э.) на вавилонском троне недолго (562 – 560) восседал его старший сын Авиламародах (Амель-Мардук), который был свергнут и убит зятем Навуходоносора Нергалшарууцуром (Нериглиссаром), – в прошлом одним из двух полководцев, штурмовавших в 586 году до н.э. Иерусалим. «Этот царь на время сумел примирить две враждующие партии (существовавшие среди вавилонской придворной аристократии. Д.Г.). Но после его смерти в 556 г. до н. э. раздоры возобновились. Халдейская партия (военная верхушка. Д. Г.) поспешила провозгласить царём сына Нергалшарууцура Лабаши-Мардука. Однако вавилоняне не признали этого выбора, отдав престол своему соотечественнику Набунаиду (Набуниду, Набониду, Навоандилу. Д. Г). Он принадлежал к числу первых аристократов Вавилона и занимал высшие должности в государстве. Таким образом, в Вавилоне оказалось сразу два царя. Чтобы избежать гражданской распри, Набунид женился на молодой вдове Набукудурриуцура II (Навуходоносора, Д. Г.) египтянке Нейтакерт и усыновил её сына Бэлшаррууцура (более известного в истории под именем Балтасара). Тем самым он привлёк на свою сторону многих халдеев, которые считали Бэлшаррууцура более законным наследником престола, чем Лабаш-Мардук. В июне 556 г. до н. э. последний был убит, и престол остался за Набунидом. Вскоре между ним и вавилонской знатью начались раздоры. Вавилонян стали раздражать самовластные замашки их ставленника. Раздосадованный непокорностью горожан Набунид удалился из столицы и десять лет не показывался в ней. Своим соправителем он объявил Бэлшаррууцура, передав под его власть Вавилон и его округу» (К. Рыжов, «Все монархи мира, Древний Восток», Москва, «Вече», 2001г, с. с. 277-278). Уф, устал от цитирования. Но теперь прямо к нашим героям. Валтасару досталось «соправительствовать» в Вавилоне в весьма трудное время. Вавилонская империя слабела день ото дня. Персы, возглавляемые царем Киром II (Корешем, Курушем II, 559-530 г. г. до н. э.), разгромив под Описом войско Набунида, в 539 г. до н. э. подступили к Вавилону. «Однако Кореш долгое время не мог захватить Вавилон, потому что с одной стороны его защищала толстая крепостная стена, построенная ранее против мидийцев, а с другой стороны города были расположены большие озёра и протекала река Ефрат (Евфрат, Д. Г.). В этих границах Вавилон чувствовал себя спокойно и безопасно, и так прошло пять лет (по другим данным 3 года, Д. Г.), пока Кореш не приказал отвести воды Ефрата в другое русло и таким лбразом открыть доступ к городу» (рав. д-р М. Ойербах. «История еврейского народа от разрушения Первого Храма до наших дней» ч. 1-2, стр. 19. Швут Ами. Иерусалим. С.-Петербург). В ту же ночь царевич Валтасар был казнён. Но накануне произошло одно странное событие. Предоставим право рассказать о нем И. Флавию: «...он (Валтасар) в обществе своих наложниц и приближённых возлежал за пиром в огромной зале, специально предназначенной для царских пиршеств. В это время ему пришло на ум велеть принести из храма те священные сосуды, которые Новуходоносор некогда захватил в иерусалимском храме при разграблении его, а затем, не пользуясь ими, поместил в капище своего собственного божества. Сам Валтасар дошёл при этом до такой дерзости, что употребил сосуды в дело во время своего пиршества, и вот, пока он пил из этих сосудов и хулил Предвечного, он вдруг увидел, как из стены показалась рука и начертала на стене несколько неизвестных слов. Испугавшись этого видения, царь велел призвать магов и халдеев и всех тех вавилонян, кто умел объяснять чудесные явления и сны, дабы эти люди прочитали ему написанное (на стене). Но когда маги заявили, что не могут найти разгадку и понять написанное, то царь впал в сильнейшее расстройство и отчаяние по поводу этого необычного явления и велел объявить по всей стране, что обещает отдать лицу, которое смогло бы прочитать письмена и сообщить ему скрытый в них смысл, кованную золотую шейную цепь, пурпуровую одежду, какую носят халдейские цари, и третью часть своего царства. После этого объявления собралось ещё больше магов, которые хотя и выбивались из сил над разбором смысла загадочных письмен, однако всё-таки нисколько не преуспели в этом. Видя отчаяние царя по этому поводу, мать (Нейтакерт, Д.Г.) старалась утешить его; при этом она сказала, что (при дворе) имеется один военопленный из Иудеи, родом оттуда же, которого привели сюда после разрушения Иерусалима Навуходоносором; имя его – Даниил, он человек мудрый и отлично умеет раскрывать всё загадочное и известное одному Господу Богу; этот Даниил вполне ясно разрешил царю Навуходоносору значение волновавшего его вопроса в то время, как никто не сумел объяснить ему его просьбы. Поэтому царица советовала сыну послать за этим человеком, спросить его мнения о данных письменах, объяснить ему неумение прочих разгадать их и узнать, не знаменуют ли эти посланные Господом Богом письмена какого-либо несчастья. Услыхав это, Валтасар приказал позвать Даниила...» (с. с. 37-38). Далее следует перечисление всех тех наград и почестей, которые получил бы Даниил в случае, если бы разгадал смысл написанного. Затем Иосиф Флавий продолжает: «Даниил просил царя оставить при себе все указанные подарки, так как божественная мудрость не продажна и достигается нуждающимся в ней даром, и обещал объяснить ему загадочные письмена. Последние, сказал он, означают наступление конца его жизни, так как он не научился благочестию и нисколько не думает о том, что выше одного человеческого благополучия..., он сам, Валтасар, совершенно забыл обо всём этом и помимо всех прочих богохульств осквернил божественные сосуды, употребив их во время пира со своими наложницами. И вот за это-то Господь Бог и разгневался на него и путём надписи указывает ему, каким образом ему придется окончить жизнь свою. А смысл тех письмен таков: «мане (мене)»... означает «число», т. е. время жизни твоей и владычествования исчислил Господь Бог и тебе остаётся ещё немного времени жить; «текел» – это означает «вес», т. е. по отношению к тебе Предвечный взвесил время твоего царствования и объявляет тебе, что оно идёт уже к концу; «фарес (упарсин)» – это... значит «раздел». Другими словами, Предвечный разделит твое царство и распределит его между мидянами и персами». И далее историк сообщает: «Когда Даниил сообщил царю смысл письмен на стене, Валтасара, как это и вполне естественно при таких грустных данных, обуяли печаль и отчаяние. Однако, несмотря на то, что Даниил дал ему столь дурное предсказание, царь не только не удержал ничего из обещанной ему награды, но отдал ему все дары, совершенно правильно рассудив, что угрозы его царству являются результатом неизбежного предопределения, а не виной пророка, и, считая, что самая возможность давать такие объяснения, хотя бы для него лично и роковые, является следствием добродетели и справедливости Даниила....Таким образом, как мы рассказали, и прекратился род потомков царя Навуходоносора» (с. с. 38-39). Вот, собственно, и вся история. А теперь послушайте, пожалуйста, какой её увидел я:
« Вернуться к списку статей
Посмотреть комментарии » (0)
Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина