Идет загрузка...

Каталог книг


Глоссарий Ссылки


Гарбар Давид . Я царь и сын царя! Я Соломон! или Три ипостаси царя Соломона.


Интересны исторические судьбы личностей. Во всей Библии нет, пожалуй, персонажа (конечно, кроме Моисея с его «Пятикнижием»), которому было бы уделено больше места, нежели царю Соломону (Шломо). Его «Книга Песни Песней», «Книга притчей.» и «Книга Экклезиаста» являются составными частями третьего раздела Ветхого завета (Танаха) – «Писания» («Хетувим»). А есть ли более «мудрый» или более «прекрасный» герой Библии, нежели Соломон?! Конечно, нету.
Так что же было при Соломоне, каков был он сам, что сделал, чтобы войти в историю в виде такого прекрасного персонажа?!
Приход к власти был для Соломона весьма непрост. Он был одиннадцатым (из семнадцати) сыновей Давида (кроме сыновей у царя Давида была еще дочь Фамарь, сестра Авессалома). Согласно традиции Соломон вряд ли мог претендовать на отцовский престол. Но на его стороне были: мать Вирсавия (Вирсува, Батшева) –любимая жена царя Давида, один из двух первосвященников Садок (Цадок), пророк Нафан и, главное, Предвечный.
Кроме того, старшие братья, претендовавшие на престол: третий Авессалом был мёртв, а четвёртый, Адония после неудачной попытки завладеть престолом как будто бы отказался от своего намерения. Но были и ещё братья. Да и Адония мог возвратиться к своему намерению. Тем более, что за его спиной стояли такие силы, как главный военачальник Давида Иоав и другой первосвященник Авиафар. Да и «притязания на трон самого Соломона, – как пишет Майкл Грант, – были отнюдь не бесспорными – особенно потому, что его мать Вирсавия являлась иевусейкой и чужеземкой» (М. Грант, «История древнего Израиля», с.100).
И вообще недоброжелателей хватало. Чего стоил один Семея из колена Вениаминова, выступавший еще против царя Давида; да и старейшины родного колена Иудина колебались... Понимая всё это, Давид еще при жизни провозгласил Соломона царём. Но чтобы удержать полученную власть, надо было действовать быстро и жёстко. И Соломон действовал сообразно обстановке. Брат Адония, возжелавший взять в жёны красавицу Ависагу, «ходившую за их отцом», был «умерщвлён» начальником телохранителей Ванеей. Авиафар лишён первосвященнического звания и выслан в его «родную деревню» без права возвращения (от казни его избавили лишь прежние заслуги и священнический сан). Военачальник Иоав, попытавшийся «искать убежища у подножья жертвенника», был казнён прямо там же. Довольно быстро был уничтожен и Семея, – он был убит все тем же Ванеей «по приказанию царя». Сам же Ванея был назначен главнокомандующим вместо Иоава. Садок был провозглашён единственным первосвященником. Таким образом, с непосредственной угрозой было покончено.
Но впереди было еще 38 лет правления (965-927 г.г. до н. э).
Так каков же он был, царь Соломон?
Я уже писал о том как называет его Танах и предание. А вот что пишет на стр. 72 своей «Популярной истории евреев» («A History of the Jews») современный историк Пол Джонсон: «Преемник Давида, Соломон, был человеком совершенно другого типа. Если Давид был страстным, стремительным, волевым, грешным, но кающимся, сознающим грех, чистым в сердце и богобоязненным, то Соломон был личностью сугубо светской, человеком своего мира и века до глубины сердца (если только у него было сердце)». Ему вторит уже цитированный Майкл Грант: «О чертах характера Соломона трудно говорить сколько-нибудь уверенно, ибо дошедшее до нас еврейское предание (которое невозможно проверить с помощью посторонних источников) во многом является легендой. Один современный писатель предпочитает видеть в нём не ястреба или голубя, а осминога. По-видимому, в поведении Соломона обнаруживалась своеобразная смесь сибаритской царственной неумеренности и холодной, расчётливой проницательности» (с. 104 -105).
Но тогда почему именно Соломон был избран Давидом в качестве преемника? Вот как отвечает на этот вопрос тот же Пол Джонсон: «...Соломон был не военачальником, а судьей и учёным, в традициях Моисея. Он – единственный из сыновей Давида, кто мог совмещать религиозные функции с царскими; Давид явно считал это обстоятельство существенным для сохранения израильского конституционного равновесия» (с.71). Итак, мнения Библии, традиции и историков рознятся. Но давайте рассмотрим факты.
Да, действительно, «не военачальник»: при Соломоне Израиль почти не вёл войн.
Более того, государство потеряло ряд территорий: отделился «Эдом, который обрёл независимость под эгидой вождя Хадада..., в Сирии арамейские государства восстановили самоуправление».., более того, «царь был вынужден передать 20 городов в Галилее Хираму Тирскому в счёт погашения долгов. Тем не менее, эти сложности не помешали Соломону развить весьма энергичную торговую деятельность. С помощью Хирама он построил в Эцион-Гебере, у оконечности залива Акаба, торговый порт.... В Эцион-Гебер прибывали суда из Офира (возможно, Суппары, вблизи Бомбея) с грузами золота и серебра, драгоценных камней и слоновой кости, павлинов и обезьян. Свои колесницы Соломон покупал в Египте, лошадей – в...Коа (на юго-востоке малой Азии). Израиль впервые полностью вошёл в основное русло ближневосточной большой торговли, деловых отношений и дипломатии» (М. Грант, с.99-100). И далее: «Для обеспечения всей этой внешнеполитической и внешнеторговой активности Соломону приходилось содержать мощную армию. Давид полагался главным образом на наёмников-пехотинцев, но при Соломоне их оттеснили на второй план отряды колесниц, число которых значительно возросло. Они базировались в сильно укреплённом Соломоном форте Гезер (полученном в качестве приданого за женой –дочерью последнего фараона ХХ1 династии Псусеннеса 11), Хацоре (Гацоре), и Мегиддо.... Эти и подобные честолюбивые начинания преобразили лицо Израиля». (М. Грант, с.100-101).
Можно ещё долго перечислять заслуги Соломона в строительстве и укреплении государства Израиль. И конечно, при этом необходимо будет сказать о росте числа городов и численности населения, которое «возможно, достигло 800000 человек и стало вдвое больше, чем в период, непосредственно предшествовавший образованию монархии», и о реоганизации всего внутреннего устройства государства – разделении его на 12 «административных префектур, из которых лишь 6 носили прежние названия израильских племен» (М. Грант, с.102-103).
С помощью этих мер Соломон упорядочил сбор налогов и обеспечил постоянный приток рабочей силы для проводимого им строительства, для осуществления которого Соломон ввёл систему принудительного труда, «толкуя её как аналог рекрутской повинности» (М. Грант, с.103).
Но главное, о чём надо сказать и что ставится в заслугу царю Соломону еврейской историей и всеми без исключения исследователями, является постройка Храма. Соломон приступил к основному делу своей жизни – постройке Храма на четвёртый год своего правления. Постройка его заняла семь с половиной лет. И хотя, как пишут в «Очерке истории еврейского народа» (Библиотека-Алия, Израиль, 1994) историки Х. Тадмор и Р. Надель, «храм был построен, очевидно, по финикийскому образцу и финикийскими мастерами» (с. 50), присланными царем Тира Хирамом, но заслуга Соломона в его постройке безусловна и неоспорима. Однако опять слово историкам. Вот что пишет уже цитированный М. Грант: «Намеревался ли Давид стать инициатором этого проекта или нет, но осуществил его Соломон, чем и заслужил вечную славу» (с. 100). Его продолжает Пол Джонсон: «В наше время от Иерусалима времён Соломона не осталось практически ничего. Частично он оказался скрыт под огромным храмом, сооружённом во времена Ирода Великого, частично римляне разобрали его на строительный камень. Поэтому о том, как выглядел Храм Соломона, мы можем судить исключительно по литературным источникам, точнее по главам 6 и 7 из Первой Книги Царей» (с. 76). Значение постройки Храма далеко выходило за рамки создания чисто ритуального комплекса. С сооружением Храма у евреев появился не только единый административный, но и единый религиозный центр. А если учесть особенности еврейского народа и особенности первого еврейского государства, это означало, что им было завершено строительство объединенной монархии, начатое Давидом. И в этом главная историческая заслуга царя Соломона.
Но Соломон не был пуристом. При нём в стране функционировали и другие культы, чему особенно способствовало наличие в семье царя многочисленных жён-иностранок. И хотя традиция приводит именно этот «грех» Соломона в качестве основной причины последовавшего после его смерти распада государства на Северное и Южное царства, но современные историки объясняют это иначе. Пол Джонсон: «Однако в те стародавние времена само понятие центрального царского храма было неприемлемо для многих израильтян-пуристов. Они сформировали первую из многих сект, которым суждено было отпочковаться от религии Яхве – секту рехавейцев. Многих северян возмущало сосредоточение религии в Иерусалиме и его царском Храме, потому что тамошние священнослужители вскоре выступили с категорическим утверждением, что, дескать, правильными, законными являются лишь их службы, а все старые святилища, храмы и алтари, почитаемые с давних пор, суть не что иное, как гнезда ереси и зла. В конце концов эти утверждения прижились, стали преобладать и превратились в библейскую ортодоксальность; но в те времена они встречали сопротивление на Севере. Эта враждебность по отношению к Соломоновым религиозным реформам в сочетании с его абсолютистскими замашками и поборами сделала по большому историческому счёту объединенную монархию, созданную его отцом, нежизнеспособной. Успехи Соломона и его искусство управления государством удерживали до поры до времени её от распада, но признаки напряжённости проявлялись уже при его правлении. Для израильтян, у которых всегда существовало реальное ощущение прошлого, система принудительного труда была особенно ненавистной, поскольку напоминала о египетском рабстве. В их сознании свобода и религия были неразделимы. Сконцентрировав культовую деятельность в Иерусалиме, Соломон уменьшил вес таких северных святых мест, как Шехем, который ассоциировался с Авраамом, и Вефиль (Иаков). Так что для северян Соломон и его линия всё более ассоциировалась с разрушением веры и дискриминацией. Поэтому когда Соломон скончался..., северяне отказали его преемнику Ровоаму в коронации в Иерусалиме на объединённое царство и настояли, чтобы он отдельно принял северную корону в Шхеме... » (с.78). С этого и начался процесс распада первого государства евреев. Но это было уже после смерти Соломона...
Мы рассмотрели две ипостаси царя Соломона: строителя Храма и строителя еврейского государства. Но мне хотелось бы затронуть ещё одну его ипостась– великого мыслителя и поэта. Я уже писал о том, что с именем Соломона связано написание трёх книг, помещенных в Танахе: «Песня Песней», «Притчи...» и «Слова проповедника...». Вокруг каждой из них к настоящему времени собраны целые библиотеки исследований, токований, переводов... В некоторых из них ставится под сомнение авторство Соломона, в других исследуются «корни» этих великих произведений.
Можно апеллировать к египетским «Поучениям Аменемопета» (1250г. до н. э.). Можно доказывать, что «Экклезиаст» был написан после «вавилонского пленения». Но нельзя не согласиться с тем, что сам факт «присвоения» этим произведениям имени Соломона, свидетельствует о его высочайшем авторитете в области этики, философии и литературы, о его мудрости, и о готовности людей слышать это всё именно от него, от Соломона. Мне лично больше всего нравится такая формула: «Песня Песней» написана молодым человеком, «Притчи» – человеком зрелым, а «Экклезиаст» – мудрым старцем. Именно таким я вижу автора этих великих произведений.
Исчезло первое государство евреев, в преданиях остался Храм Соломона. А его «Песня Песней», «Притчи» и «Слова проповедника» живут. Живут уже три тысячи лет!
И будут, я надеюсь, жить ещё многие тысячелетия.
Пока будет жить еврейский Народ и его главная Книга – Танах.
В заключение мне хотелось бы предложить Вашему вниманию «монолог» царя Соломона (как я его услышал):
.......................................
(читайте в нашей поэтической колонке "Монолог царя Соломона")

« Вернуться к списку статей
Посмотреть комментарии » (0)
Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина