Идет загрузка...

Каталог книг


Глоссарий Ссылки


Гарбар Давид . Иаков (Яаков), ставший Израилем


«Немноги и злополучны были дни жизни моей» Иаков – Фараону (Брейшит, 47:9)
****************************************
Каждый раз, когда я читаю о наших праотцах – патриархах Аврааме, Исааке и Иакове, меня не оставляет мысль о том, что передо мной проходят не только истории людей и личностей, но еще и некие поучительные притчи о «преодолении»: преодолении обстоятельств, судеб, себя...
Конечно, это очень личностное восприятие. Но для меня это так.
В жизни каждого из них был поворотный пункт, ключевой момент, – когда коренным образом менялась судьба. Для Авраама это, на мой взгляд, – разгром, учинённый им в лавке отца, когда он, Авраам опрокинул и разбил идолов, и тем самым предопределил свою (и нашу) судьбу. Для Исаака – сцена несвершившегося жертвоприношения в Сионе (на горе Мориа). Для Иакова, как мне кажется, – это битва с незнакомцем (ангелом смерти?) в ущелье реки Ябок. Бог даровал ему победу и новое имя – Израиль (Исраэль) – «Воин Божий». И с этого момента судьба его круто изменилась.
Вспомните, – рождённый вторым (разница была только «на пятку» – он вышел из чрева матери – Ревекки, держась «за пятку» старшего брата – Исава); так вот, рождённый вторым, он с детства терзался этим и мечтал о первенстве. Первенство давало не только моральные, но и материальные преимущества. Но он был вторым. Вторым. О силе его желания говорит тот факт, что однажды он даже пытался купить себе первородство, –вспомните известный эпизод с пресловутой «чечевичной похлёбкой»...
Но похлёбка похлёбкой, а закон законом. И опять терзания.
Однако в дело вмешивается Судьба. В лице матери Ревекки. У неё свои резоны: старший Исав-охотник, пастух, будущий хозяин в доме, – ведёт себя независимо и даже своенравно: не согласуя своих действий с волей родителей, он женится на местных – берёт в жёны ханаанеянок Аду и Аливаму. Родители переживают. И если Исаак – человек мягкий и уступчивый, – в конце концов прощает сыну это своеволие, то мать –Ревекка решает «принять свои меры». Воспользовавшись слепотой Исаака («слёзы ангелов выжгли ему очи») и отсутствием Исава, она обманным путем получает для Иакова благословение на первородство: история с обмотанной шкурой козлёнка рукой Иакова, подающего слепому отцу пищу, стала канонической.
Ну, а Иаков? Что он чувствует? Радость? Да, конечно. Ведь он так мечтал об этом! Но ведь, это грех! И обман! И он непременно откроется! И наказание неумолимо!
И по совету матери он бежит в Харран к дяде Лавану – брату матери. Тот приютит...
И опять история: у дяди Лавана он влюбляется в свою кузину – красавицу Рахиль!
Дядя соглашается выдать ее замуж за племянника. Однако жених беден и не может дать выкуп. Придётся отработать – семь лет надо будет пасти стада Лавана. И он пасёт. Семь лет непрерывной и трудной работы! Наконец, условия выполнены!
Но дядя Лаван не так уж и «чист» («лаван» на иврите означает «белый»., «чистый»): воспользовавшись опьянением жениха, вместо Рахили на брачное ложе восходит её старшая сестра Лия. Наутро обман раскрывается. Но изменить уже ничего нельзя.
И Иаков покорно трудится ещё семь лет. Семь лет труда! Тяжкого, изнурительного...
И вот Рахиль! Рахиль!
Но испытания не кончились. Из дому плокие вести: мать умерла, отец стар и совсем ослеп. Да, и не век же жить в приймах у Лавана. Пора домой! Семья: жёны, наложницы-служанки, дети... А с чем возвращаться? Да и как возвращаться!? Как там Исав! Как примет? Простит ли? Ведь заступницы-матери уже нет? Вопросы, вопросы...
Но решено. Возвращаемся! А Лаван? Отпустит ли? И с чем отпустит? Бежим!
И они бегут. Но Лаван настигает... Что будет!? Обошлось. Лаван дал приданое дочерям. Выделил часть стада. Благословил! Казалось, все обошлось. Однако впереди ещё встреча с Исавом. Как он примет брата? И примет ли? И тут наступает поворотный момент: встреча и битва с незнакомцем при переходе реки Ябок (Яббок, Яавох)!
Битва, в которой незнакомец (а это был ангел смерти Самаил!) ранил его в бедро!
Но он победил. Более того, Ангел передал, что «его род никогда не прекратится и что он никогда не подпадёт власти человеческой» (И.Флавий, т.1, кн.1, гл. 20, п. 2).
И победа! И имя Израиль – «противник ангела Божия»! Но проблемы не кончились... Ну кто знал, что Рахиль тайно унесёт с собой домашних идолов – святыни отца-идолопоклонника!
А ведь Бог это видит! И не прощает. И насылает новую беду: единственная дочь Дина изнасилована сыном царя Сиккима (Сихема) Еммора! И хотя царский сын готов загладить свою вину и взять Дину в жены, и Иаков уже начал переговоры с Еммором, но единоутробные братья Дины Симеон и Леви решили отомстить за бесчестье сестры и ночью вырезали всех мужчинв города. Иаков «сильно разгневался» на сыновей, но Бог повелел ему «успокоиться» и подвергнуть место стоянки («Шатры») очищению. Вот тут-то и обнаружились идолы, похищенные Рахилью из отеческого дома, и стало ясно, что всё случившееся – наказание Божье за этот грех. «Идолы Лавана» были зарыты под дубом в Сихеме, а путешественники продолжили свой путь на родину. Правда, впереди еще встреча с Исавом. Как встретит он его? Простит ли?
Но отныне он – Израиль! На нем Божья Благодать! И брат встречает его добром: делится владениями, отдав ему Иудею и оставив себе в удел Идумею. Отец Исаак радуется миру между братьями и благословляет сыновей своих...
Конечно, жизнь не закончена и таит ещё много неожиданностей: ещё придет страшная весть о гибели в лапах «дикого зверя» любимого сына Иосифа, ещё наступит голод и придётся посылать сыновей за хлебом в Египет... Но будут и радости: в Египте найдется уже оплаканный Иосиф, да ещё и в должности Советника фараона. И он простит своих братьев, и минует голод, и народ еврейский будет спасён. Ещё, ещё... Много чего будет ещё. И Бог не оставит своего избранника: он подарит ему счастье умереть в окружении детей и внуков. И упокоит в родовой гробнице в пещере, что на поле Махпела под Хевроном, его Иакова, ставшего Израилем еврейского народа.

Давид Гарбар

« Вернуться к списку статей
Посмотреть комментарии » (0)
Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина