Идет загрузка...

Каталог книг


Глоссарий Ссылки


Гарбар Давид . Авраам и Исаак – мифы и коллизии.


Имена и деяния Праотцов – Патриархов Авраама (Аврама), Исаака (Йцхака) и Иакова (Йаакова, Яакова) приходятся на второе тысячелетие до новой эры. До сих пор среди учёных не утихают споры о том были ли эти люди связаны кровным родством, как о том пишет Библия; были ли они главами трёх независимых кочевых групп, кланов, родов, и существовали одновременно, базируясь соответственно, на Хеврон, Беер-Шеву и Шхем; что означают и откуда происходят их имена; да и вообще существовали ли они как исторические личности или являются собирательными образами, введенными в историю составителями Библии.
Как пишет Майкл Грант, «Фигуры Патриархов обросли множеством легенд, столь анахроничных, противоречивых и этиологичных, что невозможно даже уверенно утверждать, что Патриархи вообще существовали – так же как, может быть, никогда не существовали известные из греческой мифологии Агамемнон и Менелай. Не исключено, что их имена являются наименованием семей, кланов или племён, групп племён или части племени, даже ханаанейских богов, но не конкретных личностей. И всё же предания единодушны, и поэтому пока разумнее считать, что Авраам, Исаак и Иаков были реальными личностями...» (М. Грант «История древнего Израиля», стр. 38. М. Терра, 1998). А вот, что пишет уже другой человек – специалист в вопросах иудаики рабби Йосеф Телушкин: «в глазах евреев патриархи – не отдельные и смутные исторические фигуры, но часть их (евреев, Д .Г.) повседневной религиозной жизни. Молитва «Амида», которая произносится трижды в день, начинается так: «Благослови Ты, Г-сподь, Б-г наш и Б-г отцов наших, Б-г Авраама, Б-г Ицхака и Б-г Яакова» (р. Й. Телушкин, «Еврейский мир», Москва – Иерусалим, 1995 – 5755. стр.17).
И действительно, читая Ветхий Завет, разбираясь в книгах, опирающихся на него, мы видим реальные фигуры Праотцов, сходство и различия их Характеров и Судеб, видим великие и трагические коллизии, сквозь которые они прошли. И учимся. Учимся у них.

Вот Авраам – чрезвычайно сильная, мощная и деятельная натура. Первый человек, порвавший с политеизмом. Монотеист, подтвердивший свою веру многократно, ценой огромных жертв и усилий, ценой трагических поворотов своей судьбы.
Услыхавший Б-га, поверивший в него, он не побоялся не только отринуть прежних богов, но и выступил против них, разгромив идолов в лавочке своего отца, торговавшего ими в Харране (Вавилония). Интересно как он ответил отцу, обнаружившему это «побоище»: «Если они не могут защитить самих себя, – значит мы выше их. Почему тогда мы должны им поклоняться?».
Вера Авраама сильнее тяги к благополучию. И, похоронив в Харране отца Фарру (Тераха), он бежит от разгневанных соплеменников, забрав с собой жену (и племянницу) Сарру и её брата, племянника Лота. Бежит в землю Ханаана. Но и там нет ему места. Он ведь «иври» – «пришелец с той стороны», он ведь «хабиру» (хапиру, апиру) – «беженец», временный житель. И он перемещается со своими стадами, семьёй, нехитрым скарбом: Шхем и Бейт-Эль, затем Египет и опять Ханаан: Хеврон, Герар, Беер-Шева, Селима.
Впрочем, это всё привычные тяготы – тяготы кочевника. Есть беда и пострашнее – бесплодие Сары (Саррой – «владычицой» она стала только после рождения сына, как и Аврам превратился в Авраама – «отца множества»).
Конечно, от служанки Агари (Хагари) он имеет сына – Исмаила (Измаила). Но Сара...
Правда, Б-г обещал им сына. Но Авраму уже 99, а Саре 90. Поэтому-то она и рассмеялась в ответ на слова Ангела...
Но Б-г выполняет своё обещание: даёт им сына Исаака – продолжателя рода, наследника.
А в доме тринадцатилетний Исмаил!.. И опять коллизии. Жизнь – жестокая вещь: Исмаил и его мать по настоянию Сарры изгнаны, и едва не погибают в пустыне (Б-г спас их и сделал так, чтобы Исмаил стал родоначальником арабов).
Казалось, жизнь налаживается.
Но Б-г, Б-г Авраама требует в жертву Исаака. Исаака!
И Авраам, Авраам, – который ещё недавно во время конфликта вокруг Содома спорил с Б-гом, этот самый Авраам покорно ведёт своего единственного сына на гору Морию (Сион), что в Иерусалиме, и готовится принести его в жертву. Его, – своего теперь уже единственного сына! Что может быть страшнее и горше...
И тут происходит Чудо! Ангел, посланный Б-гом, останавливает занесенную над сыном руку с ножом. Руку отца. Руку Авраама! Вот что пишет по этому поводу уже цитированный рабби Йосеф Телушкин: «Если сегодня мы считаем жертвоприношение ребёнка, мягко говоря, аморальным, то именно потому, что это запрещено Библией... Тысячелетиями в самых разных обществах по всему миру практиковались человеческие жертвоприношения... Столетия после Авраама царь Моава, придя в отчаяние от невозможности предотвратить победу израильтян, взял «сына своего первенца, который должен был стать царём после него, и принёс его во всесожжение» (Млахим 11, 3:27).
И когда Б-г потребовал принести в жертву Исаака, Авраам был, вероятно, больше удручён, чем удивлён – ведь ему неоткуда было в то время узнать, что людям не следует приносить в жертву своих детей; и конечно, он слыхал, что его соседи так делают» (стр 21).
Б-г не принял жертвы. Он испытал Авраама. Но жертвы не принял.
Вот голос Ангела: «Авраам! Авраам! Не заноси руки твоей на отрока и не делай ему ничего».
Отныне Человечество вошло в новую эру – эру гуманизма. Человеческая Жизнь отныне самоценна и неприкосновенна! И первым здесь тоже Авраам.
Но жизнь не кончена, и испытания ещё впереди. Через семь дней, не выдержав вести о возможной гибели сына, умирает Сарра. Его Сарра! И он, Авраам, хоронит её в Хевроне, в купленной у «некоего Евраима за сорок сиклей» пещере Махпела. Отныне эта пещера станет их фамильной усыпальницей: потом в ней упокоится и сам Авраам, и многие его потомки.
Можно ещё много рассказывать об Аврааме (он ведь прожил 175 лет). Главное сказано.
Но вот ещё одно – «акеда» («связывание Исаака»). Вот что пишет об этом рабби И. Телушкин: «Понятие «акеда» стало в еврейской жизни очень важным: оно символизирует готовность евреев, если необходимо во имя Б-га, приносить в жертву свою семью и собственную жизнь» (стр. 22).
Святой Августин видел в этом обряде классический пример «беды ниспосланной, чтобы испытать нас», а датский философ Сёрен Кьеркегор считал, что этот эпизод свидетельствует о «непреодолимой бездне, разделяющей обычную человеческую мораль и мораль Бога».
****************
На фоне Авраама «Исаак выглядит весьма пассивной фигурой. Возможно, его «заторможенность» – результат психологической реакции на почти состоявшееся приношение его в жертву на горе Мория собственным отцом (ему в это время было уже больше 25 лет, Д.Г.). Он, очевидно, не склонен к самостоятельным решениям. Жену Ривку (Ревекку, Д.Г.) находит и приводит к нему отцовский слуга Элиэзер. Именно Ривка, а не сам Ицхак, приходит к выводу о том, что продолжить религиозную линию их рода способен младший сын Яаков (при родах Яаков вышел из чрева матери, «держась за пятку» Эсава, Д.Г.), а не первенец Эсав», – так считает рабби Й. Телушкин (стр. 17).
Исаак плохо видит («слёзы ангелов» «выжгли» ему глаза) и не замечает подмены Эсава Яаковом: «Голос – голос Яакова, А руки, руки Эсава» (Брейшит 27:22). Он страшно переживает, боясь мести Эсава Яакову за украденное «первородство» и счастлив тем, что Эсав простил брата и миролюбиво встретил его после возвращения из Вавилонии.
Судьба подарила Исааку нелёгкую, но долгую жизнь.
Он прожил 180 лет. И был вторым Праотцом еврейского народа.
И Исаак, и его жена Ревекка похоронены в Хевроне, в фамильной усыпальнице.
Вот краткая история Авраама и Исаака.
О Яакове надо вести речь отдельно.


« Вернуться к списку статей
Посмотреть комментарии » (0)
Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина