Идет загрузка...

Каталог книг


Глоссарий Ссылки


Гарбар Давид . Предисловие (КРЕДО)


«Что-то такое сидит в нём глубоко внутри, что каждый монолог Гарбара (а для диалога он, честно говоря, приспособлен мало, – наши недостатки – продолжение наших достоинств...), так вот, есть в нём что-то такое, что превращает его слова, о чем бы Давид Иосифович ни говорил, в проповедь». (О. Ю. Бешенковская)

История написаний стихотворений этого цикла, если и не сложна, то, во всяком случае, весьма продолжительна. Лет 50 тому назад мы с приятелем «попали» в одну библиотеку (кажется, в те поры она носила имя В. В. Маяковского?), в которой, по словам знакомых, некоторые книги, не предназначенные «для широкого читателя», не только выдавали в читальный зал, но даже иногда выдавали «на руки».
Так в мои руки попала книга Пьера Тейяр де Шардена «Феномен человека». Тогда я ещё не знал ни имени этого человека, ни перипетий его удивительной личной и научной биографии. Всё это пришло позднее. А тогда меня привлекло название.
Но как только я приступил к чтению, меня буквально захватила и глубина мысли автора, и широта охвата рассматриваемых вопросов.
В какой-то мере я был немного «подготовлен» к восприятию высказанных им идей, ибо к тому времени уже читал работы В. И. Вернадского, в том числе и его размышлениями на тему о «сфере разума» – «ноосфере». Но у Тейяр де Шардена всё это было высказано и шире, и глубже. Время от времени я возвращался к этой его работе.
А когда мы приехали в Германию, перечитал её наново и тут же решил написать «поэму», назвав её «Поэмой гения (в монологах)».
Это было в 1997 году. Но дальше идеи написания этой «поэмы» и составления общего плана дело не пошло. События повседневной жизни, проблемы адаптации к новым условиям, а главное, – внедрение в тексты Пятикнижия Моисеева (Торы), Книг пророков (Невиим) и Книг писаний (Хетувим) отвели меня от моего героя.
«Отвели», но не «увели». Время от времени я возвращался к наброскам, уточнял план. И опять всё останавливалось. Что-то мешало.
Наконец наступил 2013 год. Личная трагедия (уход из этой жизни жены) и связанные с этим изменения в образе жизни заставили пересмотреть некоторые её (жизни) аспекты.
И тут, как нельзя более кстати, пришёлся Тейяр де Шарден.
Первая попытка возвращения к этой идее окончилась неудачей – «поэмы» не получалось. Возникла идея написания «венка сонетов» на эти темы. Впрочем, жёсткая форма «венка» и «сонета» мешала самовыражению. Требовалась нечто иное.
Так появилась форма «свободных монологов». Первоначально я назвал их «Монологи гения», но потом, дабы избежать упрёка в неадекватности самооценки (ведь стихи всё-таки, мои), я убрал из названия слово «гения». Стихи писались трудно. Иногда одну фразу приходилось переписывать по многу раз. Иногда та или иная фраза «будила» посреди ночи, не давая уснуть, пока её не запишут.
Но, в общем, это было замечательное время.
Уже завершая цикл, я снова после этих долгих лет перечитал «Феномен человека». Перечитал и увидел, как далеко в своих «монологах» ушёл от Тейяр де Шардена!
Не знаю, чего в них (в «монологах») больше: размышлений ли великого француза или размышлений, навеянных ТаНаХом? Впрочем, и то, и другое в итоге сходится.
Так получился этот цикл.

« Вернуться к списку статей
Посмотреть комментарии » (0)
Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина