Авторизация
Идет загрузка...

Каталог книг


Глоссарий Ссылки


Гарбар Давид . «КНИГА ПРЕМУДРОСТИ СОЛОМОНА» – ПРЕДИСЛОВИЕ.


«Книга премудрости Соломона» - «самая заманчивая», «самая интересная», «загадочная»... Каких только эпитетов не удостаивалась эта «Книга».
Всего 19 глав и более 2 тысяч лет. И до сих пор её читают, о ней рассуждают, спорят, её трактуют...
Но, наверное, в ней есть нечто такое, что все эти тысячи лет её не забывают. Наверное.

Вот, что написано о «Книге премудрости Соломона» в "Библиологическом словаре" священника Александра Меня (СПб., 2002 г.):
«ПРЕМУДРОСТИ СОЛОМОНА КНИГА, *неканоническая книга ВЗ, входящая в число *Учительных книг. Принадлежит к циклу *"Соломоновых писаний". Написана стихами на греч. языке. Содержит 19 глав.
Авторство, время и место написания. Хотя заглавие книги приписывает ее Соломону, очень рано была признана условность этой *атрибуции. Так, во 2 в. составитель *Мураториева канона считал, что Прем. была написана "в честь Соломона", а блж.*Иероним отмечал в стиле книги черты, "свойственные греческому красноречию". *Климент Александрийский, *Тертуллиан и свт.Киприан Карфагенский принимали авторство Соломона; но против него свидетельствует не только язык Прем (она могла быть и переводом); автор, несомненно, знаком с греч. философией, в частн., с популярным эпикурейством (2:1-9). Он исповедует неизвестную во дни Соломона веру в блаженство праведников после смерти (см. ст. Посмертное бытие). Термин "познание" (см. ст. Знание) писатель употребляет не в библейском, а в античном его значении (7:17-21). Нек-рые экзегеты приписывали Прем. *Филону Александрийскому, но очевидно, что книга менее пропитана эллинством, чем творчество александрийского богослова. По единодушному мнению совр. библеистов, Прем. была написана в сер. 1 в. до н.э. одним из мудрецов александрийской *диаспоры. Имя Соломона поставлено им в заглавии, чтобы подчеркнуть свою связь с традицией *хокмических писаний, идущей от Соломоновых времен. Содержание и композиция. Книга представляет собой большую поэму, распадающуюся на 3 части: апологетическую (1-5), посвященную Премудрости Божьей (6-9) и говорящую о смысле свящ. истории (10-19)».

А вот, что пишет в своей работе «Вопросы датировки и авторства Книги премудрости Соломона в современной западной библеистике» священник Елисей Ротко
(Санкт-Петербургская православная духовная академия):
«Надписание книги
Литература мудрости включает в себя несколько книг, входящих в состав Ветхого Завета. Кроме того, есть две книги девтероканонические (католический взгляд) или апокрифические (протестантский взгляд), а в православной литературе – неканонические – это Премудрость Соломона и Премудрость Иисуса сына Сирахова.
Книга Премудрости Соломона довольно долго пользуется репутацией самой заманчивой и интересной книги. Особый интерес вызывают первые 10 глав. В этих главах размышление и выражение мысли расположены в определенном порядке, хотя сама мысль мудреца (философа) не раскрывается системно и последовательно, но видно, что писатель вдохновлен религиозным духом. Он, как и многие его единоверцы, чувствует напряжение всех своих физических и духовных сил, а также испытывает различные трудности в жизни (страдание и боль), но до сих пор сопротивляется искушению, следуя вере своих отцов в Пра-ведность Божию.
“Эти мысли выражены в древнееврейском стиле – параллелизме: несмотря на редкие слова, язык энергичный, решительный, но в то же время простой – складывается впечатление, что автор хорошо знаком с греческой литературой и философией, и он смело пересматривает некоторые традиционные представления своей веры” . Самое раннее упоминание книги, возможно, было найдено в Мураториевом каноне (около 200 года по Р.Х.). В греческой Библии эта книга надписывается: Σοφία Σολομώντος — Премудрость Соломона, а в латинской - Liber Sapientiae. Такое надписание указывает, прежде всего, на содержание книги; главным предметом ее является учение о Премудрости Божией, ее начале, свойствах и действиях в мире. Другое слово надписания указывает на Соломона. Имя этого царя стоит здесь потому, что писатель книги ведет свою речь иногда от лица Соломона (см. Прем VII–IX гл.), главного представителя и первого учителя библейской мудрости, и предмет ее сходен с предметом кн. Притчей Соломона.
Содержание
Книгу можно разделить на три основные части. Главы 1–5 трактуют вопросы эсхатологии, главы 6–10 — мудрость, а главы 11–19 представляют собой Мидраш эллинистического периода к книге Исход.
В первой части основное внимание уделяется судьбам добродетельного и порочного человека. Порочный человек рассматривает все происходящее как случайность и потому не страшится поступать, как ему заблагорассудится; он не отдает себе отчета в том, что, в конце концов, будет судим за свои поступки. Хотя и может показаться, что грешник преуспевает в этой жизни, вечная жизнь и счастье — удел праведника.
Во второй части мудрость характеризуется как метафизическая реальность — «дыхание мощи Господней» (7:25); она существует вечно, с ее помощью приходят всякое знание и добродетель. Она определяет судьбу народа Израиля.
В третьей части автор рассматривает казни египетские и избавление. Чудо трактуется как изменение не просто естественного порядка вещей, а самих принципов естества и как воздаяние за добродетель или грех. Наказание приходит лишь после того, как все остальные меры испробованы, потому что Бог всегда ждет, не раскается ли грешник. В этом контексте автор рассматривает истоки идолопоклонства. По его мнению, оно в первую очередь проистекает из дурного обыкновения людей не искать первопричины. Идолопоклонство позволяет человеку приписывать свои пороки тем или иным богам.
В этих книгах ясно видно соединение философии с семитским акцен-том: практическая мудрость платонизма с ее трансцендентностью в иудаиз-ме. Здесь Еврейская мудрость, несомненно, является отправной точкой для человека и его отношений с Богом; причем эта мудрость ранее уже была открыта Богом через пророков и царей.
“Как единое целое книга Премудрости Соломона принадлежит литературному жанру риторического наставления в греческой философии. Размашистый риторический жанр необходим для автора, чтобы объяснить дела Божии по отношению к Израилю, приободрить иудейского читателя в соблюдении традиций, показать всеобъемлющие познания, способные оставить глубокий след у слушателей и описать библейскую нравственность, превосходящую эллинизм. Это все аргументировано с блестящим мастерством и использованием символического языка и литературных аллюзий” ...
Текст книги Премудрости сохранился в четырех больших рукописях: в Vaticanus, Sinaiticus, Alexandrinus и Codex Ephaemi rescriptus, а также во многих второстепенных.
Писатель книги
Самое древнее мнение о лице писателя кн. Премудрости то, что писателем ее был Соломон. Этого мнения держались некоторые отцы и учители церкви (Св. Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген, Св. Киприан Карфагенский) на том основании, что имя Соломона стоит в надписании и в книге говорится от его лица. Намеки на авторство Соломона содержатся и в самой книге (в частности, 9:7), но не все ранние христианские авторы, такие как блж. Иероним и блж. Августин, положительно относились к такому утверждению.

Такое мнение об авторе книги Премудрости Соломона не может быть признаю правильным по следующим основаниям:
1) Книгу Премудрости Соломона потому нельзя приписать перу Соломона, что она не была написана на еврейском языке, оригинальный язык ее греческий.
2) Писатель книги Премудрости знаком с греческой философией: учением Платона, эпикурейцев и отчасти стоиков (II:1–6; VIII:7, 19–20).
3) Он живет вне Палестины и делает ссылки на греческие нравы и обычаи (VII:17–20; VIII:8; XIII:1–15; XIV:14): приводит цитаты по пе-реводу LXX-ти (Прем II:12 – Ис. III:10; Прем XV:10 – Ис. XLIV:20).
4) В «Правилах Апостольских» (35 пр.), в правилах Лаодикийского собора, св. Афанасия Великого, она не считается произведением Соломона и книгой канонической...
Другое мнение, которое было высказано еще во времена блж. Иеро-нима, написание книги Премудрости Соломона приписывается Филону. В защиту этого мнения указывают на сходство учения этой книги о Премудрости с учением Филона о Логосе. Но сходство это внешнее: не то мыслит под образом Премудрости писатель книги, что Филон разумел под Логосом. Между тем и другим замечается разность взглядов до противоположности
“Многие ученые предполагают, что Премудрость есть работа более чем одного автора и отличают два независимых раздела: 1,1 – 11,1 и 11,2 – 19,22 или 1-5 и 6-19, а некоторые – даже три или четыре раздела. Доводы в пользу такой композиции следующие: различие в стиле и манере изложения между первой и последней частью книги; отсутствие упоми-нания мудрости и бессмертия в 11-19 главах (исключение 14:2,5); большое количество лингвистических различий, особенно в использовании причастных оборотов и выборе слов. Тем не менее, большинство критиков отстаивают единство авторства, считая, что упоминаемые факты более важны для нахождения единства двух разделов. Различия между частями рассматриваются как аксиома; существует небольшой про межуток во времени при написании 11-19 глав – автор написал эти главы в пре-клонном возрасте”.
Все другие попытки отыскать автора книги безуспешны. Поэтому остается довольствоваться общим указанием, что писателем ее был иудей-эллинист, образованный александриец, хорошо знавший греческую философию.
Время, место и цель написания
О времени написания кн. Премудрости можно судить только предположительно, на основании находящихся в этой книге намеков на современное писателю положение египетских иудеев. Все толковники согласны в том, что при жизни писателя египетские иудеи подверглись какому-то тяжкому несправедливому гнету со стороны языческого правительства, имевшему характер религиозного преследования. Обращаясь к истории, мы находим, что в царствование трех первых Птолемеев иудеи не терпели никакого гнета и даже пользовались располо-жением правительства.
Только при Птоломее IV Филопаторе, когда он после окончания 4-й сирийской войны (221–217 до Р. X.) возвратился из Палестины в Египет в сильном раздражении против палестинских иудеев, началось религиозное преследование иудеев в Египте. Это преследование египетских иудеев опи-сано в 3-й книге Маккавейской и притом такими чертами, какие мы находим и в кн. Премудрости Соломона (II:12–17 ср. 3 Мак I и II; I:11–12 ср. 3 Мак II:19–20; Прем. II:19–20 ср. 3 Мак III:1). Отсюда можно заключить, что книга Премудрости написана в конце царствования Птолемея IV-го, около 221–217 г. до Р. X.
“Наиболее вероятная дата написания – это I век до Р.Х., хотя и не исключен вариант написания в период со II века до Р.Х. по I век по Р.Х. Попытка связать это время с определенным кризисом в истории иудейской общины в Александрии, а именно угроза утверждения культа императора Калигулы (37-41 гг. по Р.Х.) не встречает особой поддержки”.
Местом написания книги Премудрости был Египет и, вероятнее всего, Александрия. “Несколько факторов указывают на Александрию в Египте как место составления: использование греческого языка, философские концепции (идеи), особое внимание теме Исхода, полемика с Египетским культом зверопоклонения и другие”. Автор ее знаком с иудейско-александрийской философией; в своей книге делает намеки на египетскую религию (XII:24; XV:16–19). Относительно цели написания книги на основании неоднократных увещаний и обращений писателя к судьям земли, правителям народов и царям (I:1; VI:1), составилось мнение, что книга Премудрости Соломона написана была главным образом для царей (египетских или сирийских) и назначалась для передачи им.
Но более внимательное изучение книги убеждает в том, что главных читателей книги Премудрости, которых имел в виду писатель при ее составлении, нужно предполагать внутри самого иудейства, а не вне его. Печальное состояние иудейско-александрийского общества побуждало писателя представить сознанию современных ему египетских иудеев истину теократической идеи ветхозаветной веры во всем ее свете, указав им на великое и славное будущее Израиля в грядущем царстве Божием, на небе и на земле»...

Так пишут специалисты (христиане)
Мнений иудейских исследователей мне найти не удалось. Возможно, причиной тому было моё невежество или леность. Возможно.

Но когда я читал эти строки, эти 19 глав, меня не оставляла мысль о том, что они в чём-то перекликаются с уже знакомыми «Книгами Еноха» и известными мне вариантами Пасхальной Агады.
И, конечно, подкупала, завораживала эсхатологическая поэтика строк, их экспрессия.

Вначале у меня не было мысли заняться переложением этой «Книги». Но постепенно стали появляться рифмованные строчки – парафразы. Так получилось то, что получилось

« Вернуться к списку статей
Посмотреть комментарии » (0)
Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина