Авторизация
Идет загрузка...

Каталог книг


Глоссарий Ссылки


Гарбар Давид . Видения и Фантазмы Еноха


Предисловие
«Книги Еноха» – один из самых известных и самых «неизвестных» апокрифов –псевдоэпиграфов иудео-христианской цивилизации.
Написав «один из самых известных», я имею в виду тот факт, что, несмотря на принадлежность к неканоническим околобиблейским «книгам», «Книги Еноха» являются одними из самых читаемых (и чтимых) «потаённых семидесяти священных книг», о которых «не должны знать» «недостойные».
Определение этих «книг» в качестве одних из самых «неизвестных» предполагает и время написания, и авторство, а главное, то, что является сутью в этих книгах.
Что касается «авторства», то оно приписывается «седьмому от Адама», отцу Мафусаила и прадеду Ноя пророку Еноху (Енох – евр. Ханок – «учитель», «посвящающий») – одному из самых чтимых и таинственных библейских патриархов, «восхищённому от земли» (Сирах, 49:16).
Эти «Книги» потому и относятся к разряду псевдоэпиграфов («ложноподписанных»), что исследователи обнаруживают в них следы не только нескольких авторов, но и совмещение нескольких книг, написанных в разное время.
Древнейшей среди «Книг Еноха» считается так называемый «эфиопский текст», или «Первая книга» Еноха. Это пятичастное произведение (его иногда называют «Пятикнижие Еноха»), по мнению большинства исследователей, оформилось в I в. до н. э. – I в. н. э. Однако наиболее ранние её части относятся к III и даже к IV в. до н. э.
Во всяком случае, в хранилищах Кумрана «Пятикнижие Еноха» уже наличествовало.
Эфиопские рукописи (обнаруженные в XVIII в. знаменитым английским путешественником и исследователем Джеймсом Брюсом в Абиссинии) датируется XV-XVIII в.в. и содержат полный текст Первой Книги Еноха, записанной на геэзе – языке эфиосемитской группы, ныне сохранившемся как церковный язык христиан Эфиопии. В этой религиозной группе Книга Еноха имеет статус канонической.
Ещё одним таинственным качеством Книг Еноха является то, что все находят в них «подтверждение» своим «идеям»: от древних иудеев и первых христиан до современных уфологов, верящих в существование пришельцев.
Такие это «Книги Еноха».
Можно много говорить об их содержании, об их провиденчестве, о пророчествах, об образах и картинах мира, рисуемых в этих книгах.
И, действительно, обо всём этом написаны сотни и сотни книг.
Недаром «Книги Еноха» считаются «наиболее значительными произведениями из числа псевдоэпиграфов» (И. Л. Лосиевский. Предисловие к русскому изданию «Книг Еноха» – Москва, серия «Антология мудрости», ЭКСМО. 2003 г., стр. 7).
Для меня удивительно другое: том «Книги Еноха» лежит у меня на полке уже около 7 лет. За это время ко мне «приходили» такие апокрифы, как «Псалмы Соломона», «Книга премудрости Иисуса бен Сираха» и некоторые другие.
А вот «Книги Еноха» всё не «давались».
Не знаю, что тому причиной: Провидение ли, или моя избирательность, – но, как я сейчас понимаю, если бы я взялся за чтение «Книг Еноха», не «пройдя» первоначально курс «Премудрости Иисуса бен Сираха», я не смог бы понять даже того немногого, что способен вычитать в этих «книгах», оставленных нам нашими великими и мудрыми предками, – оставленных в поучение, в просвещение, в посвящение и назидание.
Нам остаётся только читать эти «книги» и пытаться своими слабыми силами проникнуть вслед за ними (за автором, или авторами?) в те необъятные выси Вселенной и в те необъятные глубины материи, куда ведут нас великие «Книги Еноха».

Это странная идея – попытаться «пройтись» по страницам «Книг Еноха», передавая, хотя бы частично, их содержание рифмованными строчками. Но почему не попробовать, если хочется?


« Вернуться к списку статей
Посмотреть комментарии » (0)
Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина