Авторизация
Идет загрузка...

Каталог книг


Глоссарий Ссылки


Гарбар Давид . Это странное «тёмное» Средневековье Часть I


Вместо Предисловия

Как и многие из иммигрантов т. н. «новой волны», мы с женой по приезде в Германию, в первые годы нашего пребывания «за границей», активно путешествовали, стараясь своими глазами увидеть то, о чём раньше читали, а «об увидеть» которое не могли и мечтать.
В основном наши поездки проходили по территории т. н. «ближнего зарубежья» (ближнего к месту нашего нового пребывания): Бельгия, Голландия, Франция, Чехия, Швейцария ...
И надо же было так случиться, что большинство наших первых экскурсий вела экскурсовод особого рода (откуда берутся русскоязычные экскурсоводы за рубежом – отдельная тема, сродни известному рассказу Марка Твена о том, «откуда берутся часовых дел мастера»...).
Нам повезло: нашим экскурсоводом был профессиональный культуролог из бывшего СССР.
Особым успехом у экскурсантов пользовались лекции, которые она читала во время переездов и которые нередко были ярче самих экскурсий (я имею в виду их фактологическую сторону).
Впрочем, в этих лекциях была одна странность: прекрасно и ярко описывая время позднего Средневековья, Возрождения, Реформации и Контрреформации, углубляясь в историю Рима, воспаряя к истории Греции, говоря о «позапозавчерашнем», «позавчерашнем», «вчерашнем», «сегодняшнем» и даже «завтрашнем» дне, наш милый экскурсовод раз за разом оставляла в стороне «странное» тысячелетие, которое принято называть «тёмным Средневековьем»...
А у меня тоже раз за разом возникали вопросы: что же это было – ведь жили же здесь люди, ездили по этим, построенным ещё в «римские времена» великолепным дорогам, собирали урожаи винограда с этих, «подпёртых» ещё в «римские времена» террас на склонах гор, плавали по этим рекам?.. А эти термы, эти источники... Что же, они ничего не делали, никакой памяти о себе не оставили? Но вопросы оставались вопросами. Ответов не было. Или был один общий ответ – «тёмное Средневековье»... Постепенно я «привык» к этому. Да и путешествия стали более редкими – глаза и уши «насытились».
Второй «всплеск» недоумения и недоуменных вопросов появился после того, как я занялся
историей ордена тамплиеров. Чем глубже «влезал» я в этот вопрос, тем больше усиливалось недоумение: почему, для чего, а главное, как возник этот Орден, чьими усилиями произошло его возвышение? Да и это странное «падение»? Всё время не оставляла мысль о том, что за этим Орденом, за всем этим кто-то стоит, виднеется чья-то неуловимая тень (тени)?
Уже написано эссе о тамплиерах, уже прослежены их пути и в святой Земле, и в Эфиопии, и в Европе, уже, уже, уже. А ясности не прибавлялось, «тени» не исчезали. Наоборот, они становились всё крупнее, величественнее и ... гуще, таинственнее. Конспирология!
Последней «каплей» был «Код да Винчи», о котором мне рассказал один из читателей моих «Тамплиеров». Честно говоря, мне понравился и лихо закрученный сюжет, и динамизм повествования. Но особенно привлекли внимание две «линии»: линия Марии Магдалины – Марии из Магдалы (меня всегда интересовала роль женщин в еврейской истории – тема ещё недостаточно раскрытая) и линия «потомства» Иегошуа га Ноцри – Иисуса Назорянина.
И опять темнота, неизвестность, намёки... И опять тени, тени, тени...
Тени, – уходящие в так называемое раннее, «тёмное» Средневековье.
Все попытки найти ответы на эти вопросы «утыкались» в глухую стену. Достаточно привести всего один пример: в почти что полуторатысячестраничной хрестоматии «История средних веков» М.М. Стасюлевича (точнее, 1369 страниц, не считая 7 страниц «Содержания») эпохе Меровингов (одних из главных «игроков» на «поле» раннего Средневековья) уделено всего полторы страницы. И то в контексте перехода власти от них к Каролингам. В чём дело? Почему такая избирательность? Почему такая «темнота»? Почему, почему?..
Казалось бы, полный тупик. Но «если нельзя, а очень хочется». И постепенно стала собираться информация, появились странные факты, намёки, предположения. Тени стали отступать...
Но прежде, чем приступить к изложению темы, несколько вступительных разделов.
И для начала:

Что понимается под термином «Тёмное Средневековье»

У этого «термина» нет чёткого, однозначного определения, как нет и однозначно принятых границ. Одни исследователи рассматривают под ним период 1 по 10 век, вторые – с 4 по 14 столетие, но большинство сходится на периоде с 4 по 10 век новой эры. Так, в частности, пишет в своей книге «Мудрость Запада» Бертран Рассел.
В нашей работе мы тоже примем эти рамки (с 4 по 10 век), хотя повторим, что точные временные границы этого периода весьма условны. Впрочем, и нам придётся несколько «выходить» за эти временные рамки. Итак, приступим.
И для того, чтобы понимать, о чём идёт речь, обратимся к фактам.

Факты, только факты, или Немного из хронологии так называемого
«Тёмного» Средневековья»


Оставляя в стороне «новомодные» теории А. Т. Фоменко и его последователей, а также спекуляции авторов типа А. З. Синельникова, развивающего «идеи» «всемирной империи евреев», попробуем просто перечислить хотя бы главные события этого «тёмного» времени.
И начнём, как водится, «с упреждением».
В это время заложились основания практически всех наций и государств Европы и её ближайшего окружения, в это время на исторической сцене появились новые религии, разворачивалась борьба идеологий, появлялись и исчезали государства и династии... – то есть это был один из самых главных, ключевых периодов в истории стран и народов Европы.
И трудно поверить, что от этого периода практически не осталось следов, что время это было «тёмным».

А если ещё вспомнить о том, что в это время жили, кроме широко известных исторических персонажей: королей, пап, государственных и политических деятелей, такие учёные, философы, общественные деятели, как гот Уильфила (Вульфила), не только сам принявший христианство, но сделавший перевод Библии на готский язык (332 г); что при короле остготов Теодорихе жил и работал знаменитый ученый, историк, и государственный деятель Аниций Манлий Северин Боэций (480 – 524 г.г.), переводивший Аристотеля на латынь; что в это время жил основатель первых монастырей, один из основоположников раннехристианской культуры, автор сочинений по теологии и грамматике, автор истории готов Флавий Магнус Аврелий Кассиодор (480 – 575 г.г.); что при короле Хлодвиге I жил и работал один из первых хронистов, епископ г. Тура Григорий Турский; что именно на это время приходятся так называемые (по имени основателя Ордена бенедиктинцев св. Бенедикта Нурсийского из монастыря в Монто-Кассино) «бенедиктинские века» (550 – 1150 г.г.), когда учёность по преимуществу сосредотачивалась в монастырях; что в это время в Севилье (600 г.) служил епископом знаменитый учёный-историк Исидор; что в этот период жил и работал знаменитый английский, а потом и франкский просветитель англичанин Алкуин (основавший в 778 г. школу – университет в Иорке (Англия), а затем в 781 г. переехавший по приглашению Карла Великого в Ахен и учивший грамоте самого императора и его окружение; что на это время приходится т.н. «Каролингское Возрождение», что в это время была создана новая система письма – т.н. «каролингский минускул»; что при дворе короля Карла Лысого ирландец Иоанн Скотт Эриген основал школу; что именно на это время приходится просветительская деятельность «солунских братьев» (они происходили из города Салоники – Солунь) Кирилла и Мефодия; что в это время жил и работал знаменитый учёный Герберт, известный с 999 г., как римский папа Сильвестр II... И это только некоторые из имён выдающихся учёных «первого ряда».

Если же вспомнить ещё и о том, что в эти времена были созданы: «Кодекс Феодосия» (429 – 438 г.г.); первый в истории свод законов вестготов (король Тулузского королевства Эрих, 461 – 484 г.г.), модифицированный сыном Эриха Алларихом II в 506 году в первый уже римско-готский свод законов; первое германское – «Салическое право» короля Хлодвига (481–511 г.г.); проведена кодификация римского права при Юстиниане 1 (правил 527 – 565 г.г.) – создан т. н. «Кодекс Юстиниана»; императором Львом III был издан новый законодательный свод – «Эклога» и положено начало иконоборчеству (726); проведены церковная, судебная и военная реформы Карла Великого (768 – 814) и введён т. н. «денарий»; заключён первый в Европе , т. н. «Верденский договор» (842 г.), определивший границы новых государств: Германии, Франции...; составлен первый общеанглийский свод законов – король Уэссекса Альфред Великий (871 – 900), им же был инициирован перевод многих произведений с латыни; произошли законодательные реформы Льва VI Мудрого (886 – 912) в Византии; что на это время приходится расцвет византийского и мавританского искусства, оказавших огромное влияние на искусство стран Европы; что в это время был открыт один из первых университетов в Европе – университет в Константинополе (425), что в том же Константинополе построен храм Святой Софии (Юстиниан I, 527 – 565), превращённый почти через тысячу лет (с 1453 г.) в мечеть; что в это время были заложены основы и определены границы практически всех основных государств Европы и сформированы основные нации, населяющие эти государства; что в это время сформировались все основные правящие династии Европы; что на это время приходится и «Конкиста», и «Реконкиста» на Пиренейском полуострове; что на это время приходится исламская оккупация и освобождение от оккупантов большинства островов Средиземноморья (включая Сицилию); что в эти времена создавались первоистории, воплотившиеся впоследствии в великие эпосы Средневековья «Старшая» и «Младшая» Эдды («Старшая Эдда» – сборник древнеисландских песен, сохранившихся в рукописи ХIII века; «Младшая Эдда» – обзор ещё более древних языческих мифов, обработанных исландским поэтом и прозаиком Снорри Стурулсоном); что именно в это время создавался знаменитый эпос «Беовульф», датированный приблизительно 1000 годом (но предполагается, что первые версии его появились лет за 300 до того); что в это время происходят события, описанные в знаменитой «Песне о Роланде». Наконец, именно в это время жили такие легендарные личности, как Гарун ал-Рашид, Генрих-птицелов, что к этому времени относят существование легендарного Короля Артура и многих других реальных и мифических (мифологизированных?) героев... Значит, именно в это время закладывались основы той самой великой европейской литературы и культуры, плодами которой мы и сейчас пользуемся. И если до нас сегодняшних дошли пусть и мифологизированные сведения об этих людях и об этих событиях, то время это никоим образом нельзя назвать «тёмным».

И если ещё учесть, что именно в это время появились такие изобретения нашей цивилизации, как седло и стремена, как лошадиный хомут и отвальный плуг, сделавшие переворот в военном деле и сельском хозяйстве, то время это можно назвать революционным и героическим, а, отнюдь, не «темным».
Можно попытаться найти другие эпитеты: сложное – да, трудное – да, кровавое – да, но «тёмное» – ни в коем случае!

Даже ознакомление с этим кратким перечнем мешает поверить в такую формулу как «Тёмное Средневековье». И, тем не менее, она (эта формула) существует.
Вот что пишет в своей книге «Тёмные века» один из наиболее эрудированных авторов нашего времени, учёный, философ, писатель-фантаст и популяризатор научных знаний Айзек Азимов:
«В заключение подчеркнём, что в этой книге мы рассказали о периоде человеческой истории, продлившейся больше тысячи лет (А. Азимов начинал свою книгу с поздне-римских времён). Мы видели, как германские племена постепенно становились всё сильнее, затем, гонимые гуннами, вторглись в Римскую империю. Некоторые из них исчезли, сгинули в междоусобных войнах, других уничтожили окрепшие римляне. Какие-то племена были поглощены новыми волнами завоевателей. В итоге сохраниться сумело только одно племя, превосходившее всех и в военном, и в культурном аспекте. Это были франки, образовавшие Франкскую империю.
Мы наблюдали, как при франках Европа погрузилась во тьму (выделено мной, Д. Г.), но потом забрезжил слабый свет. Стала зарождаться новая европейская цивилизация» (стр.310-311).
В этой цитате (а цитат впереди предполагается много) я отметил бы две странности:
первая – речь идёт только о франках, хотя в самой книге спектр участников значительно шире;
и второе (и, возможно, главное), – ни слова не сказано о таких ключевых игроках на этом историческом поле, как религии, хотя вся история этого времени полна сведений о меж - (и внутри-) - конфессиональных битвах, которые нередко перерастали просто в битвы, и, притом, весьма кровавые. И об этом тоже есть в самой книге, но нет в Заключении. Странно?!?
Я уже отмечал, что в полуторатысячестраничной хрестоматии Стасюлевича одному из ранних (и главных) периодов этого времени – периоду Меровингов посвящено полторы страницы.
И это при том, что более ранние периоды истории освещены достаточно широко и полно.
Значит, кому-то было нужно, чтобы эти материалы исчезли, значит, кому-то и зачем-то потребовалось его, это время сделать «тёмным», «затемнить»...
Попробуем разобраться. И когда мы ответим на вопросы «ЧТО?», «КАК?», «ЗАЧЕМ?» и «ПОЧЕМУ?», может быть нам станет ясен и ответ на вопрос «КОМУ?» и «КТО?».
И поскольку основные сведения об этом времени мы вынуждены черпать из христианских источников, то справедливо обратиться к истории раннего христианства. Нет, конечно, не ко всей истории, – это нам и не под силу, да и не входит в наши задачи, – попытаемся рассмотреть лишь отдельные эпизоды из раннехристианской истории, тем более, что значительная часть так называемого «Тёмного Средневековья» прошла под знаком становления и утверждения современного христианства, и многие нити именно туда и ведут.

« Вернуться к списку статей
Посмотреть комментарии » (0)
Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина