Авторизация
Идет загрузка...

Каталог книг


Глоссарий Ссылки


Гарбар Давид . Предисловие


Посвящение
Этот цикл был написан сравнительно недавно, когда ещё всё в моей жизни шло по накатанным рельсам.
Но 20 апреля 2012 года в 2 часа 20 минут безвременно и скоропостижно на 79 году жизни, не дожив нескольких месяцев до 55-ой годовщины нашей свадьбы, ушла из жизни моя жена Раиса Вениаминовна Гарбар Её памяти и посвящает этот цикл автор.


Молитва. Если Вы «запросите» в Googl-е это слово, поисковая система предложит Вам ни много ни мало 14200000 статей. Немногим меньше предложат и другие поисковые системы.
Вот как определяет это понятие «Википедия»: «Моли́тва — обращение верующего к Богу, богам, другим сверхъестественным или ассоциированным с Богом существам, а также канонизированный текст этого обращения. Молитва часто принимает вид поклонения, восхваления, просьбы или просто изложения своих мыслей».
Существует огромное количество классификаций молитв: по конфессиям – молитвы в христианстве, в исламе, в иудаизме, в индуизме и буддизме, в языческих религиях; по форме – молитвы «зовы», «плачи», «крики», «стоны», «хвалы», «мольбы».., а есть ещё молитвы «умные» и «визионерские», молитвы «мистицизма сердца»,.. А ещё классификации по ритуалам. Не говоря о молитвах в музыке, в поэзии, в прозе.. А ещё...
Но возвратимся к самим молитвам. Самый большой опыт в этой области мне посчастливилось приобрести при переложении Книги «Тегилим» – Псалтири. Сто пятьдесят псалмов (а в греческом варианте и 151 псалом) – замечательных, проверенных временем обращений к Б-гу! Недаром многие из «Псалмов Давида» включены в ритуал иудейского и христианского богослужений. Это была прекрасная школа и замечательный опыт.
Во время так называемой «Второй ливанской войны», потрясённый кадрами неспровоцированного обстрела мирных израильских городов и селений, я написал свою первую молитву. Под таким названием («Молитва») она и опубликована в книге «Сближение» (2010 г., стр. 16). Относительно недавно мной написана «Субботняя молитва» (она публиковалась на сайте «Поэтическая Библия»).
Но это были единичные стихотворения – реакция на потрясшие душу события и факты.
Предлагаемый цикл стихотворений по мотивам иудейских молитв возник, как и большинство моих стихотворений, спонтанно. Не знаю, внутренние ли причины или события внешнего порядка (к ним, в первую очередь, надо отнести уход из жизни двух замечательных людей, с которыми мне посчастливилось в последнее десятилетие общаться и даже находиться в дружеских отношениях, – я имею в виду Рафаэля Иеремиевича Шика и Марка Яковлевича Азова) – подтолкнули меня к одной из книг, лежавших в моей библиотеке с незапамятных времён. Это «Молитвенник Шомрей Эмуна» с переводом молитв с иврита на русский и описанием порядка их произнесения. Чтение этой книги оказалось не совсем простым делом. Многочисленные, и на первый взгляд, кажущиеся повторы, дополнения к разным дням и обстоятельствам, привлечения псалмов и другие тонкие литургические особенности – зачастую уводили в сторону от понимания, ИМХО (?), главного.
А главное (повторяю, в моём понимании неофита) заключается не только в глубокой вере в Б-га (что естественно и понятно), но и ещё в нескольких обстоятельствах.
Прежде всего, меня удивило и приятно поразило, то, что молящийся иудей почти никогда не просит у Б-га чего-нибудь для себя лично (хотя, конечно, есть и исключения – на случай болезни, путешествия и т. д.). Большинство молитв за народ, за страну, за собирание народа и возвращение (народа) в Сион, за восстановление Храма, молитвы о приходе Машиаха...
Ещё бросается в глаза то, что в большинстве молитв иудей (иудеи) просит о мире, о мире для своего народа и для других народов, ради счастья. А если и говорится о победе, то о победе не ради захвата, а о победе ради мира. Есть ещё много замечательного и мудрого в этих молитвах.
Конечно, очевидно, что большинство молитв составлено в т. н. раввинистический период – иначе зачем просить о восстановлении Храма, возвращении из стран рассеяния и т. д.
Но в этих молитвах составлявшие их мудрецы сделали так, что каждый молящийся иудей, молясь и произнося эти слова, не может не ощущать себя частицей народа. Должен ощущать. Может быть именно поэтому и жив наш народ. Может быть...
Впрочем, это только моё ощущение, моё мнение – мнение неофита. Остальное в стихах.

« Вернуться к списку статей
Посмотреть комментарии » (0)
Автор проекта: Ирина Филатова
Главный редактор: Элла Тахтерина